Очерк о развитии палубной авиации. Часть вторая. Истребители США – приближаясь к реактивной эре

Итак, в прошлой части речь шла о зарождении палубной авиации и начале эволюции истребительной составляющей в Соединённых Штатах Америки.
Если вы её не читали, то можете ознакомиться здесь.
А сегодня речь пойдет о том эволюции американских истребителей до прихода реактивной авиации

Эксплуатация серийных “Уайлдкэтов” на авианосцах “Лексингтон”, “Уосп”, “Саратога” и “Рэйнджер” выявила и некоторые недостатки нового палубного истребителя – во-первых колея классической груммановской “складной трапеции” была слишком малой, и посадка требовала повышенной внимательности от пилота. Во-вторых новые монопланы с нескладываемым крылом занимали очень много места в ангарах. Сам собой напрашивался какой-нибудь механизм складывания крыла. Определённые размышления по этому поводу подкинули и англичане, которые своими “Ласточками” оказались довольны и хотели заказать еще, но со складным крылом.

 

Обслуживание F4F-4 из эскадрильи VF-6 с авианосца USS Enterprise, апрель 1942 года, 
открыты подходы ко всем шести курсовым пулемётам

 

Суть проблемы заключалась в том, что ангары британских авианосцев были ниже. чем у американских, из-за этого механизм складывания консолей через верх не выглядел привлекательным решением (у самих англичан был распространён механизм с поворотом назад). Подумав, инженеры Грумман создали оригинальную конструкцию, при которой консоли крыла поворачивались на 90 градусов относительно двух осей и после этого прижимались к бортам фюзеляжа. Этот механизм, запатентованный как “Double-Compound”, позволял уменьшить ангарные габариты до размера оперения, он оказался очень удачным и  в дальнейшем использовался на многих груммановских (и не только) самолётах в том числе и после Второй мировой войны. Естественно, он очень понравился британцам и они согласились на задержку в поставках своих Martlet.Mk.II для того чтобы их оборудовали такими крыльями. Кроме этого механизма, новая модификация F4F-4 получила усиленное бронирование (увеличена площадь бронеспинки, пилот дополнительно прикрыт бронёй снизу) и вооружение – теперь самолёт вооружался шестью пулемётами, но усиленное вооружение, судя по всему, запихивали в последний момент и эти два пулемёта находились значительно ближе к законцовкам, чем первоначальные пулемёты, но самое главное, что для хоть какой-то компенсации роста массы боекомплект уменьшили до 1.440 выстрелов – то есть до 240 патронов на ствол. Продолжительность стрельбы упала почти в два раза. Англия заказа 220 истребителей новой модификации под названием Martlet.Mk.IV.

 

Эта картинка отлично демонстрирует компактность “Уайлдкэта” 
со сложенным крылом

 

Новая модификация не встретила особенного восторга среди пилотов – и основной причиной стало изменение вооружения. Джимми Тэч, командир эскадрильи VF-3 вообще высказался крайне категорично: “Лётчик, которые мажет из четырёх пулемётов, не попадёт и из восьми”. Имя Тэча я упомянул не спроста – именно он придумал тактический приём, который позволил американским пилотам  эффективно сражаться с вёрткими японскими истребителями. Приём этот назывался “узор Тэча”, сам автор предпочитал называть его “основной оборонительный манёвр”. Суть его заключалась в том что когда одному из пары “Уайлдкэтов” садился на хвост японский истребитель, самолёты пары начинали одновременно выполнять вираж друг на встречу другу, причём машина, на хвосте у которой находился японец, пролетала выше своего напарника, подставляя ему японца спереди-снизу. что было особенно удобно для лобовой атаки (стоит отметить, что похожий приёмчик боя парой был и у немцев, и назывался он “бокс”). Манёвр легко масштабировался на пары и целые эскадрильи. Первое же применение этого приёма во время битвы за Мидуэй в июне 1942 года позволил трём оставшимся после первой атаки “Уайлдкэтам” перехватить инициативу в воздушном бою, не дать “Зеро” прорваться к американским пикировщикам и на троих в течении двадцати минут добиться четырех побед.

 

Наглядное изображение сути “основного оборонительного манёвра” Тэча

 

F4F заслуженно считается “рабочей лошадкой” войны на Тихом Океане. Именно на его долю пришлись самые тяжелые бои, которые истребитель вынес с честью. Может он был не таким шустрым, лёгким и манёвренным как “Зеро”, но он был достаточно надёжным, послушным и крепким, чтобы аэродромные, или точнее палубные  остряки шутили что “Грумман” высекает свои самолёты из камня. “Дикие коты” благодаря своей массе хорошо пикировали, отрываясь от японских истребителей, а их хорошего вооружения с большим боекомплектом вполне хватало на любой японский самолёт. который встречался им в небе. Грамотная же тактика позволяла эффективно компенсировать те параметры, в которых “Уайлдкэт” отставал от вражеских машин.

Крайне характерно, что когда в 1942 году на “Грумман” готовились к массовому производству новых и более совершенных F6F “Hellcat”, американские и английские военные в один голос просили еще “Уайлдкэтов”. Для того чтобы справиться с валом новых заказов “Грумман” привлекла в качестве подрядчика концерн General Motors, который в связи с началом войны нёс тяжелые убытки,  и с радостью уцепился за возможность освоить полный цикл сборки ударных “Эвенджер” и истребителей “Уайлдкэт”, высвобождая завод головной фирмы в Бэтпейдже под производство новых истребителей. “Уайлдкэты” производства GM обозначались как FM-1, и строились на базе F4F-4, но с выполнением чаяний большинства союзных пилотов – они снова вооружались четырьмя пулемётами с боекомплектом в 1.800 выстрелов. Выпуск продолжался до сентября 1943 года. Американцы получили 839 самолётов, 311 получили британцы, назвав их Martlet.Mk.V.

 

Самый совершенный вариант “Уайлдкэта”, FM-2 отличался от предшественников высоким килём

 

Самой массовой и совершенной модификацией американского “Дикого Кота” стал самолёт FM-2. Самолёт был разработан на базе “Уайлдкэта” для несения конвойной службы. Неприхотливый, надёжный и занимавший мало места в небольших ангарах “конвойников” – он отлично подходил для патрульных вылетов и охоты на подводные лодки. Прототип новой модификации XF4F-8 разработали на фирме “Грумман” по заказу военных моряков. Главным улучшением стал новый двигатель – R-1820-56 мощностью 1.350 л.с., более того, новый двигатель был легче старого на сотню килограмм. В целом конструкцию истребителя удалось облегчить на 227 кг. Для улучшения управляемости и устойчивости несколько увеличили высоту киля, что и стало отличительной внешней особенностью новой модели. Вооружение составляло “классические” четыре пулемёта М2 калибра 12,7 мм с боекомплектом по 450 патронов на ствол. В добавок к этому для ударных действий под крылом появилось шесть пилонов “нулевой длины” для пятидюймовых фугасных НУР HVAR.  Как уже писалось выше, FM-2 стал самым массовым вариантом “Уайлдкэта” – всего концерн GM выпустил 4.477 самолётов, 340 из которых было поставлено в Великобританию под обозначением Wildcat.Mk.VI – начиная с 1944 года англичане решили что нечего “плодить сущности”, и все американские самолёты, имеющие оригинальные названия стали именовать на американский манер. Самолёты FM-2 состояли в строю до августа 1945 года.

Разработку боевых машин нового поколения принято начинать когда текущее поколение только поступает на вооружение. Примерно так же случилось и с “Диким Котом” – еще в июне 1941 года адмиралтейство вежливо поинтересовалось у фирмы-производителя о возможности проведения глубокой модернизации нового палубного истребителя на случай начала войны. Ответ был положительным, и инженеры “Грумман” взялись проводить работы по коренной переработке F4F. Основные направления работы – новая силовая установка, новое шасси, усиленное вооружение, повышение технологичности конструкции. В качестве новой силовой установки выбрали радиальный R-2600 мощностью 1.600 л.с.. Вместо типичной груммановской “трапеции” в основании консолей разместили две стойки шасси, которые как и на истребителе Р-40 убирались двойным поворотом стойки, колея увеличилась и посадка нового самолёта на палубу стала куда безопаснее. Вооружение решили поставить такое же как и на F4F-4 – шесть 12,7-мм пулемётов М2, но их спаковали в компактные группы по три в каждой плоскости, а боекомплект составил 2.400 патронов – по 400 штук на каждый пулемёт. Машина стала низкопланом, для упрощения сборки почти все детали были плоскими или имели одинарную кривизну, что сделало массовый выпуск истребителя и контроль качества дешевым и нетрудоёмким. В будущем большое спасибо по этой причине конструкторам скажут и производители сборных моделей, благо геометрия самолёта стала достаточно простой, что и обусловило большое количество моделей F6F, стоит отметить, что первой сборной моделью в детстве автора был именно “Хэллкэт”.

 

Серийный F6F-3 в полёте над островом Трэжер айлэнд, Калифорния, США, конец 1942 года

 

Летом 1942 года начались лётные испытания опытных машин XF6F-1 и XF6F-2, которые показали хорошую манёвренность и управляемость, но учитывая выросшую массу прототипов R-2600 явно не хватало, и второй экземпляр опытного истребителя переоборудовали под более мощный R-2800 Double Wasp. Дополнительные 400 л.с. значительно подняли ЛТХ самолёта, получившего обозначения XF6F-3, в итоге он и стал основной модификацией истребителя F6F-3 “Hellcat”. Самолёты начали поступать в строевые части уже в январе 1943 года и сразу же заслужили всеобщую любовь. Как выражался Джин Валенсия: “Этот “Грумман” – отличная машина. Если бы она еще и умела готовить я бы на ней женился.”. Самолёт был прост в освоении, быстр и проворен, с хорошей бронёй и мощным вооружением. Не удивительно что почти все флотские асы летали именно на “Хэллкэтах”. Модификация “первой волны” поставлялась и в Великобританию под обозначениемHellcat.Mk.I. Также в небольших количествах был выпущен ночной истребитель F6F-3N с радаром AN/APS-6 на правой консоли крыла.

 

Истребители F6F-5 (слева снизу) и F6F-5N (справа) готовятся к старту с палубы эскортного
авианосца USS Steamer Bay, на правом полукрыле F6F-5N хорошо видно обтекатель РЛС
APS-6, а на киле – следы работы военного цензора

 

Выпуск “троечки” завершился в конце апреля 1944 года, когда на производство поступила новая модификация истребителя – F6F-5. Вариация представляла из себя масштабную работу над огрехами – улучшена бронезащита, множество мелких доработок, расширенный ассортимент подвесного вооружения, появилась возможность заменить пару внутренних пулемётов на 20-мм пушки М2 с боекомплектом по 200 выстрелов на ствол. Самолёты комплектовались новыми моторами R-2800-10W с системой впрыска водно-метаноловой смеси, что позволило сохранить манёвренные характеристики. Машины поставлялись в Англию под обозначением Hellcat.Mk.II, на базе пятёрки также ограниченной серией строился ночной истребитель F6F-5N. Всего с конца 1942 года и до ноября 1945 года построили 12.272 “Хэллкэта”.

Практически одновременно с “адскими котами” на вооружение частей Флота и КМП стали поступать истребители Chance-Vought F4U “Corsair”. Созданный по спецификации 1938 года на скоростной палубный истребитель, он был самым быстрым и скороподъёмным истребителем американского Флота и обладал весьма скверным характером и запоминающейся внешностью – для обеспечения максимальной тяги его оборудовали огромным воздушным винтом и для сохранения приемлемых габаритов основных стоек шасси крылу пришлось придать форму “обратной чайки”. Первые же испытания с палубы авианосца показали необходимость срочных доработок, а флотские пилоты надолго задержались со вступлением в войну на этом истребителе подбирая методику посадки на авианосцы, из-за чего первыми в бой на “Корсарах” вступили части КМП, что, учитывая более низкий средний уровень лётчиков морпехов по сравнению с флотскими коллегами, привело к весьма печальному дебюту новых истребителей. Однако американцы после первых неудач собрались, и к концу войны все асы КМП летали именно на “Корсарах”. Также очень оперативно сработали и инженеры фирмы “Воут”, развернув свою масштабную кампанию по доработке самолёта – уже в 1943 году базовую модель F4U-1 доработали до стандарта F4U-1A с улучшенным фонарём кабины, обеспечивавшим более удобный обзор. В 1944 году появилось два последних варианта единички – ударный F4U-1D и вооруженный четырьмя 20-мм пушками вместо шести 12,7-мм пулемётов F4U-1C. По требованиям BuAir на базе F4U-1 был создан ночной истребитель F4U-2, который отличался обтекателем антенны РЛС на правой консоли и несколько ослабленным вооружением – пять пулемётов (один снят с правого полукрыла), 32 машины переоборудовали в мастерских.

 

Истребители F4U-1A из VMF-217 на стоянке аэродрома Гуам, 8 августа 1944 года

 

Скоростной палубник оказался востребованным и его кроме самой “Воут” строили фирмы “Брюстер” и “Гудиер”. F4U-1 производства Brewster обозначались как F3A-1, производства Goodyear – как FG-1, F4U-1A – соответственно F3A-1A и FG-1A,  F4U-1D – соответственно как F3A-1D и FG-1D. Несмотря на строгость нового истребителя “Корсар” по программе Ленд-Лиза поставлялся в Британию и Новую Зеландию, английские машины соответствовавшие стандарту F4U-1 на фирме обозначались как F4U-1B, а в Туманном Альбионе получили название Corsair.Mk.I, и именно британцы впервые применили в бою “Корсары” с авианосцев, самолёты F4U-1A для Англии выпускали с одним весьма заметным отличием – консоли крыла укоротили на 356 мм, дабы истребители лучше помещались в низких ангарах британских авианосцев, самолёты обозначались как Corsair.Mk.II. Название Corsair.Mk.III присвоили поставлявшимся F3A-1D, а Corsair.Mk.IV – FG-1D.

 

В полёте британский Corsair Mk.II из 1830 эскадрильи

 

В 1944 году “Корсары” уже были доведённой машиной, и они стали поступать в авианосные группы, постепенно вытесняя “Хэллкэты”, но всё равно для пилотов палубной авиации любимчиком №1 оставался “Адский кот”, хотя “Корсар” и заслужил уважение, особенно с появлением нового F4U-4, который был еще быстрее и совершеннее. Новая модификация оснащалась более мощным двигателем с системой впрыска водно-метаноловой смеси, что позволяло лётчику в самый напряженный момент боя получить хороший прирост мощности, усилили бронирование машины и её ударный потенциал. Версия для Королевского Флота должна была еще и вооружаться четырьмя новыми, более скорострельными 20-мм пушками М3 вместо стандартных американских шести пулемётов М2, но из-за окончания войны заказ был отозван, и самолёты осели в США, поступив на вооружение как F4U-4B.

 

F4U-4 стал одним из лучших американских палубных истребителей Второй мировой

 

После войны появилась самая совершенная версия истребителя “Воут” – F4U-5, который хоть и строился как временная машина до массового перехода на реактивные самолёты, но оказался достаточно хорош чтобы запомниться пилотам. Самолёт вобрал в себя весь опыт Второй мировой войны и все достижения американского авиапрома. Переработанная аэродинамика и новый двигатель позволили “Корсару” преодолеть рубеж горизонтальной скорости в 750 км/ч, а новое оборудование, включая полностью автоматизированную систему управления силовой установкой и сервокомпенсаторы в каналах управления рулями облегчили работу пилота. Флот получил 223 новых истребителя. На его базе строился и ночной вариант, получивший еще больше высококлассного радиооборудования – F4U-5N c радиолокатором AN/APS-19. Новые “Корсары” вполне успешно применили в Корейской войны, более того, единственный американский ас Кореи из состава Флота Гай Борделон летал на F4U-5N и добился пяти побед.

 

Внешний вид F4U-5 единственного американского флотского аса 
Корейской войны – Гая Пьера Борделона

 

Не желая останавливаться на успехе, достигнутом на “Хэллкэте”, фирма “Грумман” вела разработку нового истребителя используя отчёты американских пилотов по результатам воздушных боёв. При этом задолго до разработки концепции истребителей четвёртого поколения появилась идея двухсоставности истребителей Флота.

На роль “истребителя завоевания господства в воздухе” претендовал двухмоторный F7F “Tigercat”. Неудача с опытным двухдвигательным XF5F Sky Rocket многому научила компанию Лероя Груммана и новая машина получалась очень быстрой, грузоподъёмной, а вращающиеся в противоположные стороны воздушные винты упрощали взлёт и посадку. На создание двухмоторной машины конструкторов также сподвигли данные по габаритам ангаров, подъёмников и палубы строящихся авианосцев типа “Midway”. К сожалению, несмотря на прекрасные в общем ЛТХ самолёт провалил испытания полётами с палубы, из-за чего серийные F7F-1, F7F-2 и F7F-3 так и не были допущены до серийной эксплуатации с кораблей и передавались эскадрильям КМП. Разрешение на полёты с палубы получила только последняя версия истребителя – F7F-4, но таких самолётов выпустили всего 12 штук, и в ноябре 1947 года они поступили на USS Vally Forge. Несмотря на комизм ситуации, разработка и доводка “Камышового кота” не прошла даром – опыт по “приручению”  к посадкам на палубы авианосцев скоростного и тяжелого самолёта пришёлся очень кстати когда появилась необходимость разработки реактивных истребителей.

 

Ночной двухмоторный истребитель F7F-4 Tigercat

 

Место же лёгкого одномоторного истребителя должен был занять новый истребитель F8F “Bearcat”. А поскольку на разработке однодвигательных палубных истребителей фирма “Грумман” что называется “набила руку” новый самолёт был создан, испытан и доведён до серии значительно быстрее, чем его “старший брат”. “Биркет” являлся вершиной поршневых одномоторных флотских истребителей фирмы “Грумман”. Его силовую установку составил двигатель P&W R-2800-34W Double Wasp. Для улучшения взлётно-посадочных характеристик крыло набрали из высоконесущих профилей. Крайне необычной особенностью конструкции выглядели так называемые “безопасные законцовки” (Safety wingtip) – при превышении расчетной перегрузки в 9 единиц законцовки крыла отстреливались, тем самым предотвращая разрушение всей конструкции и позволяя самолёту выдерживать кратковременно чудовищную перегрузку в 13 единиц. Для улучшения обзора самолёт оснастили беспереплётным каплевидным фонарём. Вооружение первых версий составили четыре крыльевых пулемёта М2. Их сочли достаточными для борьбы с лёгкими и небронированными истребителями Японии, борьбу же с бомбардировщиками видимо собирались возложить на другие машины, например на “Тайгеркэты” с пулемётно-пушечным вооружением. Опытные машины показали отличные ЛТХ и в ноябре 1944 года был подписан контракт на серийный выпуск нового истребителя под маркой F8F-1 “Bearcat”. В начале 1945 года опытная партия успешно прошла испытания полётами с палубы и после переобучения эскадрильи VF-18 и VF-19 отправились на лёгком авианосце “Лэнгли” (новом с таким названием) в зону боевых действий. Впрочем, до конца войны добраться до фронта им не удалось  Зато после войны, “Биркэт” стал основным палубником ВМФ, всего Флот получил 747 пулемётных истребителей и 90 пушечныхF8F-1B, курсовое вооружение которых составили четыре скорострельные 20-мм пушки М3. Также построили 30 перехватчиков F8F-1N с бортовой РЛС.

 

F8F-2 из VF-63, отлично видно полосу, показывающую границу “безопасных законцовок” на левой консоли

 

Последним серийным палубным поршневым истребителем США стал F8F-2, который получил более надёжный двигатель R-2800-30W с автоматом, контролирующим все параметры силовой установки, облегчающим работу пилоту как на “Корсаре” F4U-5. Также на самолёте увеличили высоту киля на 12 дюймов. С октября 1947 по май 1949 года выпустили 293 самолёта.  “Биркэты” всех модификаций пользовались неизменной любовью пилотов, даже когда они потяжелели после установки пушек. Самолёт был достаточно покладистым и очень манёвренным,
в последующем на опытном переделанном “Биркэте” установили мировой рекорд скорости для поршневых самолётов. Казалось бы, ничего не грозит “Биркэту”, но…

 

Опытный Р-80А (BuAir №29668) на палубе авианосца USS Franklin D.Roosevelt 

 

Но еще 31 октября 1946 года на авианосце “Франклин Д.Рузвельт” приступили к испытаниям палубной модификации реактивного истребителя Р-80А “Shooting Star”, и их успешное окончание ознаменовало конец эпохи поршневой авиации, и доминирование реактивных самолётов на палубах авианосцев стало лишь вопросом времени…

Автор публикации

не в сети 14 часов

Kettenkrab

Комментарии: 876Публикации: 4Регистрация: 27-10-2016

Отправить ответ

17 Комментарий на "Очерк о развитии палубной авиации. Часть вторая. Истребители США – приближаясь к реактивной эре"

Войти с помощью: 
Сортировать по:   новые | старые | популярные
_darkhan
Участник

Спасибо. Захотелось запустить Тундру и прокатиться на всей линейке)

ex_it
Редактор

А пиченька? Где про пиченьку? ХД

ЗЫ алсо, у меня первой моделькой дома был F4F

SNT93
Участник

Спасибо,очень интересно оказалось.
Запустить тундру спустя три года так и не захотелось))

KGB
Участник

Ну Корсары и Ф7Ф есть в сале, там они очень ок.

Umbaretz
Редактор

Самой массовой и совершенной модификацией американского “Дикого Кота” стал самолёт FM-2. Самолёт был разработан на базе “Уайлдкэта” для несения конвойной службы. Неприхотливый, надёжный и занимавший мало места в небольших ангарах “конвойников”

Принято называть таки “эскортники”.

wpDiscuz
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 
Перейти на страницу
Вверх