Крейсер “Мурманск” и его американские сестры-“Омахи”.

Крейсер “Мурманск”

Первым крейсером советского Северного флота стал американский USS «Milwaukee», временно переданный в его состав в 1944 г. в счет причитавшейся СССР доли итальянских трофейных кораблей. Корабль, получивший у нас наименование «Мурманск», к тому моменту уже являлся ветераном ВМС США, морально и физически устарел, но был ничем не хуже (скорее, даже – лучше) входившего в состав Черноморского флота крейсера «Красный Крым», проект которого был разработан на пять лет раньше…

Легкие крейсера США типа “Омаха”.

CL-4 Omaha, CL-5 Milwaukee, CL-6 Cincinnati, CL-7 Raleigh, CL-8 Detroit, CL-9 Richmond, CL-10 Concord, CL-11 Trenton, CL-12 Marblehead, CL-13 Memphis

CL-4 Omaha, 1923

История создания КРЛ типа «Omaha», к которым принадлежал и CL-5 «Milwaukee», восходит к 1916 г. В период между 1905 и 1917 гг. в США не было заложено ни одного крейсера. В руководстве американского флота имелись серьезные разногласия относительно облика необходимого ВМС США крейсера, когда начавшаяся в 1914 г. в Европе Первая Мировая война дала возможность опереться на опыт боевых действий на море. В период с 1914 по 1918 г. рассматривалось большое количество эскизных проектов кораблей данного класса водоизмещением от 6500 до 55000 т, вооруженных орудиями калибром от 152 мм и вплоть до 406 мм. Прорабатывался широкий спектр подклассов и вариантов: от крейсера-разведчика (т.н. «скаута») до линейного крейсера. В итоге одобрение получили два проекта: скаут водоизмещением 7-8 тысяч т и 46000-тонный линейный крейсер. Первый из них воплотился в жизнь в виде десяти кораблей типа «Omaha», второму это было не суждено – помешал Вашингтонский договор 1922 г., лишь два первых линейных крейсера («Lexington» и «Saratoga») достроили как авианосцы.

Постройка серии из десяти новых турбинных КрЛ была утверждена актом Конгресса США от 29 августа 1916 г. Первоначальное ТТЗ на проектирование «скаута 1917 г.» предусматривало скорость свыше 30 узлов, дальность плавания 10 тысяч миль и вооружение не менее чем из шести 152-мм орудий при водоизмещении, не превышавшем 8 тысяч тонн (проект скаута 1916 г., в WoWS – крейсер Phoenix). Вскоре задание подверглось корректуре: вооружение – десять 152-мм и четыре 76-мм зенитных орудия, два двухтрубных торпедных аппарата и не менее четырех гидросамолетов, а также оборудование для постановки мин.

Конструкция, корпус и бронирование.

В период проектирования корабль фактически определялся как большой эсминец (увеличенный типичный четырехтрубный «flush-decker» (гладкопалубник), во множестве строившийся в ту пору для американского флота – типы Wickes и Clemson), и это обусловило большинство характерных технических решений, использованных в его конструкции. В частности, нормы прочности конструкций, обитаемости, обеспечения вспомогательными и бытовыми устройствами и приспособлениями устанавливались по нормам эсминцев. Этим объяснялась и легкость конструкций, и недостаток теплоизоляции, и недостаточная мощность систем вентиляции и отопления, и отсутствие деревянного палубного настила, и скученное размещение личного состава (особенно заметное при существенном наращивании его численности в военное время). Кроме того, выдвигалось требование схожести силуэтов эсминцев и проектировавшихся крейсеров. Приходилось слышать мнение некоторых историков флота, что эти корабли предназначались для использования в тропиках, однако это не так. По оценкам самих американцев, на их борту “не было жарко в Заполярье и холодно в тропиках” – словом, они одинаково хорошо “подходили” для плавания и в тех, и в других районах.

Формой корпуса и четырехтрубным силуэтом корабли действительно издали можно было принять за американские же эсминцы-флешдекеры. Возвышением корпуса к носу, протяженным (70% длины) полубаком и зауженными оконечностями крейсера также напоминали эсминцы.

Система бронирования, выполнявшаяся из судостроительной никелевой стали, включала 76-мм (51-мм лист стали «STS» наложенный на 25-мм лист «HTS») бортовой броневой пояс шириной 5,8 м. и 37-мм броневую верхнюю палубу (сталь «STS»). Имелись броневые траверзы – носовой и кормовой, толщиной 37 и 76 мм соответственно, орудийные башни имели только легкую круговую защиту (6 мм). Общая масса бронирования корабля составляла всего 8% от его стандартного водоизмещения.

Вооружение.

Одним из основополагающих требований для крейсеров этого проекта стало всемерное усиление мощи носового и кормового артиллерийского огня (для «погонной» и «ретирадной», при отходе стрельбы, в случаях, часто требующихся разведчику при эскадре). Это первоначально привело к размещению четырех 152-мм орудий в носовой и четырех – в кормовой надстройках и еще двух – побортно на шкафуте в легких палубных артустановках. Бак и ют оставлялись свободными для размещения фиксированных авиакатапульт и оборудования для постановки мин заграждения. Уже после закладки кораблей начальник управления кораблестроения адмирал Д. Тейлор (ответственный за их проектирование и постройку) предложил отказаться от двух шкафутовых орудий ввиду недостаточных углов обстрела и ограниченной скорострельности, мотивируя это трудностями подачи боезапаса из погребов, расположенных в оконечностях. Сэкономленный вес предлагалось использовать для адекватного бронирования румпельного отделения. Предложение прошло без возражений.

Однако вскоре возник вопрос о существенном огневом превосходстве английских КРЛ типов «С» и «D», серийно строившихся в это время. Английские корабли при почти на треть меньшем водоизмещении обладали бортовым залпом, большим на два-три 152-мм ствола. При этом почему-то «в тени» оставлялись и на 5-6 узлов более высокая скорость и в два раза более мощный продольный огонь американских кораблей.

Тем не менее, Тейлору предложили срочно усилить артиллерию уже полным ходом строившихся крейсеров, вступления в строй которых с нетерпением ожидали на флоте. Вовремя пришло известие о возможности замены громоздких фиксированных катапульт для запуска гидросамолетов более компактными и легкими поворотными, которые могли быть размещены побортно на шкафуте. Теперь оконечности освобождались, однако для размещения там 152-мм орудий требовались башенные установки с круговой защитой от дульных газов таких же пушек, стоявших на надстройках, с той же целью последние пришлось разместить в двухъярусных казематных установках, что уже к 1918 г. являлось полным анахронизмом.

Предложение всю 152-мм артиллерию установить в четырех двухорудийных башнях с линейно-возвышенным расположением не прошло из-за невозможности длительной задержки сдачи кораблей флоту, которая уже и без того откладывалась почти на два года.

152-мм/53 кал. орудия относились к модели Mk.12, размещались в башнях Mk.16 и казематах Mk.13 и обладали весьма мощной баллистикой (914 м/с) и не очень высокой скорострельностью (что объяснялось применением ручной подачи, картузного заряжания и поршневого затвора).  Причем угол возвышения башенных и казематных установок отличался (30 и 20 градусов), что предопределяло их разную дальность стрельбы (чуть более 23 и 19 км соответственно).

Система приборов управления стрельбой (ПУС) артиллерией ГК включала в свой состав два комплекта приборов Mk.34 (с двумя стереодальномерами с базой 1,83 м) и один Mk.18/0. Стрельба из 76,2-мм орудий осуществлялась табличным способом, а на каждый 40-мм автомат устанавливалась система ПУС Mk.51 с визирной колонкой дистанционного управления.

Первоначально зенитное вооружение должно было включать две, а затем четыре открытых палубных одноорудийных 76,2-мм АУ, размещенных побортно на шкафуте в нос от катапульт. В начале 1930-х гг. корабли получили еще по три такие же установки (две – на шкафут и третья – в диаметральной плоскости на кормовой надстройке).

Торпедное вооружение по сравнению с первоначально планировавшимся, претерпело в процессе постройки кораблей серьезное усиление: к моменту сдачи крейсера располагали десятью торпедными трубами 533-мм калибра. Шесть из них в двух трехтрубных ТА располагались побортно на палубе полубака сразу же за катапультами, а остальные – в двух двухтрубных ТА, установленных палубой ниже, прикрытых лацпортами. По соображениям прочности корпуса и из-за подверженности заливанию волной нижние ТА вскоре после вступления кораблей в строй демонтировали, а лацпорты наглухо заделали. По той же причине к началу 1930-х годов почти на всех крейсерах этого типа сняли по две кормовые казематные 152-мм АУ нижнего яруса.
Две катапульты с двумя хранившимися на них же гидросамолетами (первоначально – Vought VH-9), как уже отмечалось, занимали шкафут. Ангаров для самолетов не предусматривалось.

В состав технических средств кораблевождения входили: один комплект гирокомпаса Mk.VIII. два 7.5-дюймовых магнитных компаса и лаг типа «Питометр».

Энергетическая установка.

Для своего относительно небольшого водоизмещения крейсера получили очень мощные главные механизмы – 90 000 л.с., которые, в сочетании с весьма совершенными обводами корпуса, обеспечили высокую максимальную скорость. Впервые ГЭУ по своему составу и размещению в корпусе корабля приводилась к образцу (линейно-эшелонная схема), который копировался на всех последующих проектах американских крейсеров (кроме кораблей типов «New Orleans» и «Brooklyn»). Двенадцать трехколлекторных водотрубных котлов располагались в четырех котельных отделениях, носовая пара КО отделялась от кормовой пары носовым МО. Котлы принадлежали к типу «Yarrow», кроме кораблей, построенных верфями фирмы «Cramp», которые имели котлы типа «White-Forsters». Различия в экономичности механизмов и запасах топлива (1852 т) приводили к большому несоответствию в автономности кораблей, и крейсера условно делились на «большого радиуса действия» (CL-9 – CL-13) и «малого радиуса действия» (CL-4 – CL-8), что отражалось на тактическом развертывании крейсеров во флоте. Проектная дальность плавания – 10 тысяч миль 10-узловым ходом – так никогда и не была достигнута, а фактически составляла лишь около 5000-8500 миль (на 20 и 10 узлах соответственно).

Главные турбины работали через редукторы на четыре вала и также отличались по типу в зависимости от фирм-строителей: корабли фирмы «Cramp» имели турбины типа «Parsons», фирма «Todd» снабжала построенные ею крейсера турбинами типа «Westinghouse», a «Bethlehem» предпочитала тип «Curtiss». Корабли имели по четыре трехлопастных гребных винта диаметром 3,43 м с фиксированным шагом.

Электроэнергетическая установка включала четыре турбогенератора мощностью по 100 кВт, а также один дизель-генератор мощностью 60 кВт, вырабатывавшие постоянный ток напряжением 120 В. Электроэнергия распределялась через два ГРЩ.

Экипаж при вступлении в строй состоял из 458 человек (29 офицеров). В годы Второй мировой из-за появления нового оборудования и вооружений он значительно возрос и составлял 800-840 человек.

Модернизации.

В 1940 г. последовало предложение переоборудовать корабли типа «Omaha» в крейсера ПВО с главным вооружением, сокращенным до четырех 152-мм орудий (две двухорудийные башни), и батареей из семи 127-мм универсальных и шести 4-орудийных 28-мм зенитных автоматических АУ. Однако после продолжительного обсуждения во флотских инстанциях этот проект так и не был осуществлен.

Чтобы сократить массу высокорасположенных грузов, в 1941-1942 гг. со всех крейсеров этого типа сняли бронированные боевые рубки и модернизировали конструкцию ходовых мостиков. Тогда же корабли оснащались радиолокационным вооружением. Устанавливались РЛС обнаружения воздушных целей типа «SC» (ее антенный пост на «Milwaukee» размещался на грот-марсе), РЛС обнаружения надводных целей «SG» (АП – на топе фок-мачты) и два комплекта артиллерийской РЛС «Mk.3» (на фор-марсе и на специальной штанге на кормовой надстройке).

Зенитное вооружение в марте 1942 г. утвердили состоящим из двух четырехорудийных 28-мм автоматических АУ, по одной в носовой и кормовой частях на надстройках (эти АУ подлежали замене по мере поступления на вооружение спаренными 40-мм автоматами Воfors), и восьми 20-мм Oerlikon: по четыре на крыльях носового и кормового мостиков, остальные – побортно на шкафуте за носовой надстройкой. 76.2-мм орудия были сохранены, а количество 20-мм автоматов позже увеличили на двенадцать. Вооружение всех десяти КРЛ сократили до десяти 152-мм орудий (сняв орудия из задних нижних казематов, заливаемые на волнении), а седьмую 76,2-мм пушку заменили третьей спаренной 40-мм АУ Bofors.

Корабельные гидросамолеты Curtiss SOC «Seagull», поступившие на корабли в 1935 г., с 1940 г. заменялись на Vought OS2U «Kingfisher». Авиавооружение на крейсерах данного типа сохранялось неизменным в течение всей войны – с учетом их использования в обширных открытых акваториях Атлантики.

История службы.

История службы “Омах” не изобиловала яркими моментами. К началу ВМВ это были уже морально и физически устаревшие корабли, которые старались использовать на второстепенных участках. Ни один крейсер этого типа не был потерян на войне. При всем упорном нежелании американского командования подвергать устаревшие корабли большому риску боевых действий в первой линии соприкосновения с противником, некоторым из них довелось изрядно повоевать и получить серьезные боевые повреждения.

CL-4 Omaha.

Заложен в Сиэттле на верфи “Сиэттл Такома Шипбилдинг” в 1918 г., спущен на воду в 1920 г., вступил в строй в 1923 году. Вместе с “Miwaukee” входил в состав 2-й ДКр Атлантического флота. Во время ВМВ участвовал в Нейтральном патруле, действовал в Центральной и Южной Атлантике. В 1941-42 годах задержал немецкие блокадопрорыватели Rio Grande и Odenwald. В 1944 году участвовал в составе сил, высаживавшихся в Южной Франции, позже снова переведен в Атлантику. Удостоен 2 боевых звезд (награда кораблей во флоте США), сразу после войны исключен из состава флота и в 1946 году сдан на слом.

CL-6 Cincinnati.

CL-6 Cincinnati, 1944

Заложен в Сиэттле на верфи “Сиэттл Такома Шипбилдинг” в 1920 г., спущен на воду в 1921 г., вступил в строй в 1924 году. До войны служил на Тихом океане, в 3-й ДКр. В 1941 году переведен в Атлантику, в состав 2-й ДКр.  Действовал в составе TF.41, в 1944 году участвовал в составе сил, высаживавшихся в Южной Франции, позже снова переведен в Атлантику. Удостоен 1 боевой звезды, после войны исключен из состава флота и в 1946 году сдан на слом.

CL-7 Raleigh.

Заложен в Квинси на верфи “Бетлехем стил” (“Вифлеемская сталелитейная и кораблестроительная корпорация” – одна из крупнейших верфей США в ВМВ) в 1920 г., спущен на воду в 1922 году, вступил в строй в 1924 году.  До войны являлся флагманом миноносных сил Тихоокеанского флота. Тяжело поврежден в Перл-Харборе во время налета – получил авиаторпеду торпедоносца B5N с “Hiryu” и близкий разрыв бомбы – затоплены почти все отсеки машинно-котельных отделений, ремонт до середины 1942 г. Далее служил в северных водах, в 1943-1944 г. участвовал в обстрелах и высадке десантов на о. Атту, о. Кыска (Алеуты) и обстреле о. Парамушир (Курильские о-ва). Заслужил 3 боевые звезды. После войны исключен из состава флота и в 1946 году сдан на слом.

CL-8 Detroit.

Заложен в Квинси на верфи “Бетлехем стил” в 1920 г., спущен на воду в 1922 году, вступил в строй в 1923 году. До войны являлся флагманом 2-й эскадры эсминцев. После начала войны занимался конвойной деятельностью на Тихом океане, в 1942 г. стал флагманом TG 8.6 на Алеутах, в 1944 году был переведен и короткое время был флагманом флота США в Юго-восточной части ТО. ,затем на ат. Улити. Участвовал в церемонии капитуляции Японии в Токийском заливе. Удостоен 6 боевых звезд. В 1946 году выведен из состава флота и сдан на слом.

CL-9 Richmond.

CL-9 Richmond

Заложен в Филадельфии на верфи “Крамп” (того самого, что строил нам “Варяг” и “Ретвизан”) в 1920 г., спущен на воду в 1921 году, вступил в строй в 1923 году. До войны служил на ТО в 3-й ДКр. С 1941 г. патрулировал Западное побережье Северной и Южной Америк. В 1943 г. переведен на Алеуты, был флагманом TG 16.6, участвовал в бою у Командорских островов, принимал участие в обстрелах Алеутских островов и Курил, рейде против Японского судоходства вОхотском море в 1945 г. Получил 2 боевые звезды. В 1946 году выведен из состава флота и сдан на слом.

CL-10 Concord.

Заложен в Филадельфии на верфи “Крамп” в 1920 г., спущен на воду в 1921 году, вступил в строй в 1923 году. До войны служил на ТО в 3-й ДКр. Во время ВМВ осществлял патрулирование южной части ТО, в 1944 г. переведен на Алеуты, стал флагманом TF.94. Принимал участие в обстрелах Курил и оккупации Японии. Удостоен 1 боевой звезды. В 1945 году выведен из состава флота и в 1947 году сдан на слом.

CL-11 Trenton.

CL-11 Trenton, 1943 (MS 33 Design 2F camouflage)

Заложен в Филадельфии на верфи “Крамп” в 1920 г., спущен на воду в 1923 году, вступил в строй в 1924 году. До войны служил на ТО в 3-й ДКр. Во время войны патрулировал южную часть ТО, в 1944 г. переведен на Алеуты. Удостоен 1 боевой звезды. В 1945 году выведен из боевого состава флота и в 1946 году сдан на слом.

CL-12 Marblehead.

Заложен в Филадельфии на верфи “Крамп” в 1920 г., спущен на воду в 1923 году, вступил в строй в 1924 году. До войны находился в составе Азиатского флота. В 1942 году включен в состав ABDA (Американо-Англо-Голландское соединение). 4.2.1942 г. получил в Яванском море 2 250-кг бомбовых попадания с бомбардировщиков G4M кокутая “Kanoya” – ремонт тяжелых повреждений в Кейптауне до конца 1942 года. Затем действовал в Южной Атлантике, участвовал в высадке в Южной Франции, позже использовался как учебный корабль. Заслужил 1 боевую звезду. Исключен из состава флота в 1945 году и в следующем – сдан на слом.

CL-13 Memphis.

CL-13 Memphis

Заложен в Филадельфии на верфи “Крамп” в 1920 г., спущен на воду в 1924 году, вступил в строй в 1925 году. До войны находился на Аляске. В 1941 году переведен в Атлантику, участвовал в Нейтральном патруле. В начале 1945 года переведен в Средиземное море, став флагманом командующего ВМС США в Европе. В 1945 году выведен в резерв, в 1946 году исключен из состава флота и сдан на слом.

CL-5 Milwaukee – Мурманск.

27 августа 1917 г. ВМС США заключили контракт на постройку крейсера «Milwaukee» с фирмой «Todd Dry Dock & Construction Co.», на верфи которой в Такоме (штат Вашингтон) 13 декабря 1918 г. и заложили этот корабль. Первоначально сдача «Milwaukee» флоту предусматривалась 1 декабря 1921 г., однако вследствие изменений в проекте и последовавшего 21 февраля 1919 г. подписания дополнительного контракта она переносилась на 20 июня 1923 г. Уже 24 марта 1921 г. «Milwaukee» – вторым после головного крейсера серии «Omaha» – сошел на воду. Корабль вступил в строй ВМС США 20 июня 1923 года.

В ходе сдаточных испытаний крейсер при водоизмещении 7105 т развил скорость 34,64 узла. (Но вот на ходовых испытаниях в 1945 г. на СФ корабль при водоизмещении 9240 т смог развить только 28,76 уз с подводной частью, не чистившейся в доке примерно 1,5 года.)

«Milwaukee» с 1928 г. служил главным образом на Тихом океане, находясь в составе 2-й дивизии крейсеров Азиатского флота. С 1933 г. корабль находился в составе 5-й дивизии крейсеров, действовавшей совместно с линейными силами в Тихоокеанских водах до конца 1940 г., когда его передали во 2-ю дивизию крейсеров па Атлантику. С начала Второй Мировой войны корабль использовался в патрульных силах по поддержанию нейтралитета США, а после нападения японцев на Перл-Харбор и вступления США в войну был назначен для несения службы в составе океанских патрульных сил – первоначально в Карибском море. Затем, после выполнения краткого боевого выхода в Тихий океан для прикрытия конвоя в начале 1942 г., базировался на Ресифе, входя в состав оперативного соединения TF.41, и на протяжении последующих двух лет патрулировал Южную Атлантику.

Ввиду невозможности передачи итальянского корабля во время еще не закончившейся войны и с учетом настоятельных просьб советского правительства союзники приняли решение о передаче во временное пользование ВМФ СССР ряда своих кораблей и в их числе – американского крейсера «Milwaukee». (Впоследствии вместо него и английского HMS “Royal Sovereign” – ЛК “Архангельск”, мы получили итальянские КрЛ “Emanuele Filiberto Duca d’Aosta” и ЛК “Giulio Cesare” – на ЧФ ставшие “Керчью” и “Новороссийском”).

В феврале 1944 г. крейсер возвратился в Нью-Йорк и в тот период использовался на Северной Атлантике. В марте он сопровождал в СССР конвой JW-58, а по прибытии в Мурманск был передан ВМФ СССР вместо итальянского крейсера, отходившего Советскому Союзу в счет репараций Италии после ее капитуляции.

Передача состоялась 20 апреля 1944 г., после чего корабль переименовали в «Мурманск». Командиром крейсера был назначен капитан 1 ранга А.И. Зубков – до этого командир черноморского гвардейского крейсера «Красный Крым». В должности командира «Мурманска» он оставался с момента приема корабля от американской команды до 13 декабря 1944 г. Затем его сменил капитан 2 ранга Б.П. Беляев, ранее командовавший лидером «Баку» на СФ. К лету крейсер был освоен советской командой и, сдав курсовые задачи подготовки одиночного корабля, начал осуществлять совместные плавания с другими кораблями флота.

4 июля 1944 г. отряд в составе КРЛ «Мурманск» (флаг командующего флотом), лидера «Баку», эсминцев «Гремящий», «Громкий», «Грозный» и «Разумный» вышел из Кольского залива в Белое море. На переходе командующий СФ управлял эволюциями кораблей соединения с помощью PЛC крейсера. В Белом море крейсер отрабатывал элементы взаимодействия с «Гремящим» и «Громким». С использованием PЛC корабли выполнили артиллерийские стрельбы по полигону на Летнем берегу Белого моря.

25 августа 1944 г. во исполнение приказов НК ВМФ СССР №00156 от 22 июня 1944 г. и Военного Совета СФ №00463 от 12 августа 1944 г. началось формирование эскадры СФ. Эскадра формировалась из Отряда кораблей ВМФ СССР, прибывшего из Англии, и бригады эскадренных миноносцев. «Мурманск» также вошел в состав эскадры.
Осенью крейсер совершил единственную боевую операцию, которая осталась зафиксированной документально. 30 октября из Молотовска в Мурманск вышла группа из 15 транспортов и двух танкеров. Суда составляли Беломорскую группу конвоя RA-61. Боевое охранение транспортных судов возглавил «Мурманск». Кроме крейсера, в него вошли лидер «Баку», эсминцы «Гремящий», «Разумный», «Разъяренный». «Урицкий», «Жесткий». «Жгучий» и «Достойный», а также семь больших охотников типа БО-2.

До окончания боевых действий «Мурманск» больше не использовали в oперaциях флота. 3-5 июля 1945 г. эскадра в составе линкора «Архангельск», «Мурманска» и шести эсминцев совершила переход из Ваенги на Куйский рейд в Белом море. На переходе отрабатывалась задача – «оборона эскадры па переходе морем». 26 ноября 1945 г. «Мурманск» встал в Ростинский СРЗ в текущий ремонт.

Почти пять лет крейсер нес службу в составе эскадры СФ, большую часть времени проводя на бочке на рейде Ваенги (Североморска). Как уже говорилось, в боевых действиях участия он фактически не принимал, совершая редкие и непродолжительные выходы в море для отработки задач боевой подготовки. После окончания ремонта крейсер стал совершать более продолжительные и частые выходы и участвовал в итоговых учениях эскадры в Белом море в августе 1947 г.

16 марта 1949 г. в Филадельфии крейсер был возвращен ВМС США и продан на слом 10 декабря того же года американской судоразделочной компании в Уилмингтоне, штат Делавэр. К тому времени все остальные КРЛ типа «Omaha» уже были разделаны, на металлолом…

Крейсер “Мурманск”

Ну а унаследовавший наименование «Мурманск» КрЛ пр. 68-бис оказался последним по времени вступления в строй (1955 г.) советским артиллерийским крейсером и последним артиллерийским крейсером СФ, пошедшим на слом в 1993 г.

P.S. Автор не нашел фото – подтверждения камуфляжа крейсера “Мурманск” в игре. Вообще тема камуфляжей вообще и советских крейсеров в частности – “больная” в плане их историчности. Если у американцев еще все более менее исторично, то у японцев и других наций… И “Мурманск” и “Молотов” и “Кутузов” в игре – одинаковые, а фирменный камуфляж “Чапаева” копирует “Красный Крым” (также нет фото его подтверждающего). Все камуфляжи эсминцев (кроме одного реального – “Гремящего”) также – фантазия Лесты. В реальности похожий камуфляж носил лишь Молотов (с несколько иной цветовой гаммой, действительно “размывающей” его в палитре Черного моря).

Автор публикации

не в сети 7 часов

CommanderAM

Комментарии: 165Публикации: 30Регистрация: 07-11-2016

Отправить ответ

10 Комментарий на "Крейсер “Мурманск” и его американские сестры-“Омахи”."

Войти с помощью: 
Сортировать по:   новые | старые | популярные
Kettenkrab
Участник

Класс, очень годно сведено в одно место всё, что касается “Мурманска” и “Омах” в целом.

_Rosomaxa___
Участник

А хоть и устаревший для своего времени крейсер был, но чем то симпатичный всё таки. )
В своё время нашёл в сети красивое фото вида с кормы на кильватерный след. 30 узлов как никак.

Dieselheart
Участник

По поводу камуфляжей эсминцев- спец я тут мягко говоря не очень, но заявлялось вроде что “Ташкентский” камуфляж историчен. Тот, который ровно-голубой

wpDiscuz
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 
Перейти на страницу
Вверх