Эсминцы Японского императорского флота. Часть первая.

Эсминцы типа Fubuki на маневрах, 1941 год

В игре World of Warships ветка Японских эскадренных миноносцев появилась одной из первых. В очередном большом цикле статей мы рассмотрим их реальные прототипы.

Японские моряки вовремя оценили возможности торпедного оружия еще в конце XIX века. Достаточно вспомнить успешное нападение миноносцев на русские корабли в Порт Артуре и атаки миноносцев в ночь Цусимского сражения в Русско-японской войне. Сделав правильные выводы, японцы принялись планомерно развивать и совершенствовать свои миноносные силы флота.

Мы не будем останавливаться на миноносцах и контрминоносцах-«истребителях» (англ. destroyers) начала века и периода Русско-Японской войны и сразу перейдем к кораблям, построенным после РЯВ и во время Первой Мировой войны. Отметим лишь, что многие эсминцы носили имена своих предшественников и в истории есть «одноименные» корабли разных типов эсминцев периода РЯВ, Первой и Второй мировых войн.

 

Тип Umikaze.

В 1909 году в Японии были заложены «современные» турбинные эсминцы – два корабля типа Умикадзе. Их стандартное водоизмещение сразу повысилось в три раза по сравнению с истребителями периода Русско-Японской войны – до 1100 тонн, скорость выросла до 33 узлов. Корабли получили по два 120-мм орудия и пять 76-мм орудий и три-четыре торпедных аппарата (расположенных «треугольником» на Yamakaze).

Водоизмещение нормальное 1150 т, полное 1500 т.

Длина 98,3 м (97,6 м по в/л). Ширина 8,6 м. Осадка 2,78 м.

Механизмы: 8 котлов Кампон, 3 ПТУ Парсонс.

Мощность и скорость: 20500 л.с., 33 узла.

Запас топлива 250 т угля + 180 т нефти.

Артиллерия: два 120-мм, пять 76-мм орудия.

Торпеды: Umikaze – четыре 457-мм (2×2), Yamakaze – три 457-мм (3×1).

Экипаж 140 человек.

 

Umikaze. Гос. верфь Майдзуру. Заложен в 1909 г., введен в строй в 1911 г., исключен в 1936 г.

Yamakaze. Верфь Мицубиси, Нагасаки. 1909 – 1911 – 1936 г.

 

Первые японские эсминцы 1 -го класса, заказанные по программе 1907 г. Строились на японских верфях, но проект разработан при технической помощи британских специалистов.

В отличие от других стран, японцы не стали вводить промежуточный 102-мм калибр артиллерии, а установили 120-мм орудия, каких не имел тогда ни один эскадренный миноносец мира. Сами орудия, однако, оставались армстронговскими образца 1890 г. с длиной ствола 40 калибров, так что выбор японцев трудно назвать удачным — пушки были тяжелы и не обладали надлежащей скорострельностью. Одно орудие стояло на полубаке, второе располагалось не совсем удобно — между кормовым торпедным аппаратом и мостиком, и имело ограниченный сектор обстрела.

Эсминцы сохранили смешанную артиллерию, пять других орудий были проверенными 76-мм 40-калиберными — теми, что стояли на всех ранее построенных миноносцах.

Усилилось торпедное вооружение. Ямакадзе нес три одиночных, Умикадзе два спаренных 18-дюймовых аппарата.

Значительным шагом вперед была энергетическая установка, в которой впервые в японском флоте применили паровые турбины системы Парсонса, изготовленные в Англии. Восемь котлов Кампон имели смешанное угольно-нефтяное отопление и размещались по два в четырех котельных отделениях. Развившие на испытаниях более 33 узлов (Ямакадзе – 33,5 узла) корабли стали самыми быстроходными эсминцами японского флота.

В начале 20-х годов на кораблях увеличили высоту первой дымовой трубы, а орудия главного калибра получили щиты.

К началу первой мировой войны это были самые мореходные эсминцы Императорского Флота. В боевых столкновениях не участвовали.

В 1930 году переоборудованы в тральщики, но в новом качестве они оказались малоэффективными. Кроме того, давала себя знать изношенность механизмов. По мере пополнения флота тральщиками специальной постройки, старые эсминцы выводились из его состава. В 1936 году оба корабля этого типа исключили и сдали на слом.

 

Тип Sakura.

Тип Umikaze был признан во флоте не очень удачным. За ним в 1911 году последовали два уменьшенных турбинных миноносца 2-го класса Сакура и Татибана (Тачибана) (530 тонн) со скоростью в 30 узлов, одним 120-мм и четырьмя 76-мм орудиями, но уже двумя двухтрубными торпедными аппаратами. В 1913 году в Англии (по проекту Ярроу) были заказаны их увеличенные варианты – эсминцы 1-го класса Уракадзе и Кавакадзе, при 810 тоннах имевшие ту же скорость и такую же артиллерию, но оснащенные 533-мм ТА.

 

Водоизмещение нормальное 605 т, полное 830 т.

Длина 83,3 м (82,02 м по в/л). Ширина 7,3 м. Осадка 2,2 м.

Механизмы: 5 котлов Кампон, 3 паровых машины «компаунд».

Мощность и скорость: 9500 л.с., 30 узлов.

Запас топлива 228 т угля + 30 т нефти. Дальность плавания 2400 миль (15 узлов).

Артиллерия: одно 120-мм, четыре 76-мм орудия.

Торпеды: четыре 457-мм (2×2).

Экипаж 92 человек.

 

Sakura. Гос. верфь Майдзуру. Заложен в 1911 г., введен в строй в 1912 г., исключен в 1931 г.

Tachibana. Гос. верфь Майдзуру. 1911 – 1912 – 1931 г.

 

Первые японские эсминцы 2-го класса. Построены по программе 1910 г. Как и в случае с предыдущим типом, командование флота заказало всего два корабля, которые должны были стать прототипами для последующих серий. Они стали первыми эскадренными миноносцами чисто японского проекта.

Эсминцы получили высокий полубак, что существенно улучшило мореходность. Машинно-котельная установка, как и ранее, располагалась линейно, котлы имели смешанное угольно-нефтяное отопление. Дымоходы носовых котлов попарно выводились в две дымовые трубы, кормовой имел свою собственную.

Японская промышленность еще пока не могла обеспечить эсминцы турбинами, поэтому пришлось применить четырехцилиндровые паровые машины «компаунд», обладавшие большей удельной мощностью по сравнению с машинами тройного расширения. Несмотря на это, «на бумаге» японские эсминцы были несколько быстроходнее, чем их современники, хотя на практике многое зависело от навыков и выносливости кочегаров.

В то время, когда англичане вооружили свои эсминцы более мощными 21-дюймовыми (533-мм) торпедами, японцы сохранили 457-мм калибр, но вдвое увеличили число торпед в залпе за счет применения спаренных аппаратов. Их размещение также отличалось от британского образца, один аппарат был перенесен в нос и расположился за срезом полубака (влияние германской миноносной школы).

Артиллерия сохранила разнокалиберность, носовое 120-мм орудие с длиной ствола 40 калибров дополнялось четырьмя 76-мм 40-калиберными.

В начале 20-х годов на них увеличили высоту первой дымовой трубы, установили дальномер на носовом мостике и противоосколочный щит на орудии главного калибра.

Вместе с двумя кораблями предыдущего типа, Сакура и Татибана стали самыми современными японскими эсминцами этого периода. В 1931 г. исключены из состава флота и в 1933 г., после непродолжительного использования для вспомогательных нужд, сданы на слом.

IJN Tachibana (рисунок WoWS)

С этого момента началось разделение японских эсминцев на два класса. По образу Сакуры в 1914-1917 годах были построены 22 эсминца 2-го класса типа Каба (в том числе 12 – для французского флота, тип Алжерьен) и четыре эсминца типа Момо, последние имели три 120-мм орудия и впервые в японском флоте трехтрубные торпедные аппараты (шесть 457-мм труб). В 1918 году эта линия была продолжена шестью практически такими же миноносцами типа Еноки.

 

Тип Urakaze.

Водоизмещение нормальное 907 т, полное 1085 т. Длина 87,02 м (86,4 м по в/л).

Ширина 8,45 м. Осадка 2,3 м.

Механизмы: 3 котла Ярроу, 2 турбозубчатых агрегата (ТЗА) Браун-Кертис.

Мощность и скорость: 22000 л.с., 28 узлов.

Запас топлива 248 т нефти.

Артиллерия: одно 120-мм, четыре 76-мм орудия.

Торпеды: четыре 533-мм (2×2).

Экипаж 120 человек.

 

Urakaze. Ярроу, Скотстаун (Англия). Заложен в 1913 г., вступил в строй в 1915 г., исключен в 1936 г.

Kawakaze. Ярроу, Скотстаун. 1914 – 1916 – передан Италии в 1916 г.

 

Эскадренные миноносцы 1-го класса. Заказаны фирме Ярроу по программе 1912 года, став, таким образом, последними японскими эсминцами, построенными за границей (не считая трофеев). В целом проект характеризовался как весьма удачный, кроме того, он содержал большое число нововведений по части энергетики и вооружения.

Уракадзе стал первым японским эсминцем с чисто нефтяным отоплением котлов. Энергетическая установка впервые, в порядке эксперимента, была представлена турбинами Браун-Кертиса с зубчатой передачей. В качестве двигателей крейсерского хода проектом предусматривались дизели, которые, правда, так и не были установлены. Эсминцы оказались неплохими ходоками — на испытаниях Уракадзе развил 30,26 узлов, а Кавакадзе – 34,5 (сомнительно).

По артиллерийскому вооружению корабли несколько уступали своим предшественникам типа Умикадзе. С другой стороны, новые орудия главного калибра (британские 120 мм с длиной ствола 45 калибров) превосходили старые армстронговские 40-калиберные по массе снаряда, дальности стрельбы и скорострельности.

Стандартные 76-мм пушки располагались следующим образом – две побортно в районе дымовых труб, третья на возвышенной платформе позади второй трубы и четвертая на юте.

Зато торпедное вооружение усилили, так как англичане установили спаренные 21-дюймовые торпедные аппараты, такие же, как на своих эсминцах типа М.

Хотя Уракадзе был укомплектован еще в октябре 1915 года, британское правительство не разрешало передавать его заказчику до окончания первой мировой войны. Только в 1919 г. эсминец прибыл в Японию. До середины 30-х годов он находился в составе Объединенного флота. В 1936 г. исключен из состава флота и использовался в качестве блокшива № 18 (Хайкан № 18). Потоплен 18 июля 1945 г. в Йокосуке самолетами с авианосцев. Корпус окончательно разобрали в 1948 г.

Второму эсминцу серии была уготована более долгая и интересная жизнь. Еще до окончания постройки, 3 июля 1916 года, его передали Королевскому Итальянскому флоту, переименовав в Итрепидо. Однако, уже 25 сентября корабль получил новое название Аудаче. Артиллерийское вооружение было переделано под итальянский стандарт и состояло из семи 102-мм облегченных орудий (длина ствола 35 калибров), а торпедное осталось без изменений.

В период ПМВ действовал против австро-венгерского флота на Адриатике. В 1929 г. переклассифицирован в миноносец. В 1938 г. оборудован как корабль управления радиоуправляемого корабля-мишени Сан Марко.

К моменту вступления страны во Вторую мировую войну Аудаче находился практически в небоеспособном состоянии и в море выходил редко. После капитуляции Италии находившийся в Венеции миноносец был захвачен немцами переименован в ТА-20. Немцы перевооружили корабль, установив два 102-мм 45-калиберных орудия и десять спаренных 20-мм автоматов. Действовал в составе 2-й эскортной флотилии на Адриатическом море. Погиб 1 ноября 1944 г. в бою с британскими эскортными миноносцами у острова Паг.

 

Тип Kaba.

 

Водоизмещение нормальное 665 т, полное 850 т.

Длина 83,3 м (82,02 по в/л). Ширина 7,3 м. Осадка 2,3 м.

Механизмы: 4 котла Кампон, 3 паровых машины «компаунд».

Мощность и скорость: 9500 л.с., 30 уз.

Запас топлива 100 т. угля + 137 т нефти. Дальность плавания 1600 миль (15 уз).

Артиллерия: одно 120-мм, четыре 76-мм орудия.

Торпеды: четыре 457-мм (2×2).

Экипаж 92 человека.

 

Каbа, Kaede, Kashiwa, Katsura, Kiri, Kusunoki, Matsu, Sakaki, Sugi, Ume.

Все корабли серии заложены в 1914-1915 годах, вступили в строй в 1915 г., исключены в 1931 году. Строились на государственных верфях в Йокосуке, Майдзуру, Куре, Сасебо и частных верфях Мицубиси в Нагасаки и Йокогаме, Урага в Токио и Кавасаки в Кобе

IJN Sakaki, 1915

Эскадренные миноносцы 2-го класса, заказанные по военному бюджету 1914 г. Практически точная копия типа Сакура, только за счет применения улучшенных котлов удалось обойтись меньшим их числом. В связи с этим носовой котел сняли, а дымовая труба стала тоньше и выше. Изменилось соотношение нефти и угля в запасе топлива. Недостатком также считался ограниченный сектор стрельбы кормового торпедного аппарата – менее 55 градусов на каждый борт.

В 1917 году в Японии было построено еще 12 эсминцев данного типа для французского флота (тип Алжерьен или Туарег). Это были единственные крупные корабли японской постройки в составе флота европейской страны. Видимо, французов прельстила дешевизна и быстрота изготовления, так как другими достоинствами эти эсминцы не обладали.

Как и на кораблях типа Сакура, на них была проведена аналогичная модернизация.

Служба кораблей данного типа была самой напряженной и интересной среди эскадренных миноносцев, построенных во время Первой мировой войны. В марте 1917 г. по просьбе европейских союзников японцы пере бросили флотилию из 8 эсминцев типа Каба на Средиземное море. Там они базировались на Мальту и действовали против австро-венгерских легких сил на Адриатике, сопровождали конвои и вели противолодочное патрулирование. Самый серьезный инцидент произошел 11 июня 1917 г., когда австро-венгерская подводная лодка U-27 торпедировала Сакаки северо-восточнее о. Китира. Эсминец получил тяжелые повреждения, но был отремонтирован.

IJN Katsura

После войны корабли вернулись в родные воды, и начались напряженные маневры. 1 сентября 1923 г. произошло новое несчастье. Мацу и Касива выскочили на камни, снова — ремонт и возвращение в строй. В начале 1931 года 7-й дивизион (Суги, Мацу, Касива, Сакаки) был включен в состав Китайской эскадры. Это была лебединая песня данного типа, эсминцам с архаичными паровыми машинами не оставалось места в современном флоте. В ноябре 1931 года все десять кораблей были исключены и сданы на слом.

 

Тип Momo.

Водоизмещение нормальное 835 т, полное 1080 т.

Длина 83,3 м (82 м по в/л). Ширина 7,3 м. Осадка 2,3 м.

Механизмы: 4 котла Кампон, 2 ПТУ Кертис.

Мощность и скорость: 16000 л.с., 31,5 узлов.

Запас топлива 92 т угля + 212 т нефти. Дальность плавания 2400 миль (15 узлов).

Артиллерия: три 120-мм, два 7,7-мм пулемета.

Торпеды: шесть 457-мм (2×3).

Экипаж 110 человек.

 

Hinoki. Гос. верфь Сасебо. Заложен в 1916 г., вступил в строй в 1917 г., исключен в 1940 г.

Kashi. Гос. верфь Майдзуру 1916 – 1917 – 10.10.1944 г.

Моmо. Гос. верфь Сасебо. 1916 – 1916 – 1940 г.

Yanagi. Гос. верфь Майдзуру. 1916 – 1917 – слом в 1947 г.

IJN Momo, 1917

Эскадренные миноносцы 2-го класса. Заказаны по программе 1915 года. (Не путать с последующим типом Momi!) На них, впервые в японском флоте, были установлены трехтрубные торпедные аппараты. Артиллерия переведена на единый 120-мм калибр.

Перепланировка котельных отделений позволила ограничиться всего двумя дымовыми трубами. Хотя котлы сохранили смешанное отопление, японцы наконец-то избавились от паровых машин. Отныне все их эсминцы оснащались турбинами собственного производства (пока еще лицензионными).

Еще одной особенностью Момо, а также не скольких последующих серий, стала округлая («ложкообразная») форма носовой части, характерная также для эсминцев типа Таникадзе и легких крейсеров типа Тенрю.

Янаги в 1940 году был разоружен и превращен в несамоходную учебную базу.

Бывший Каси, возвращенный после службы в составе флота Манчжоу Го, переоборудован в эскортный корабль. По его перевооружению нет точных данных, видимо, он нес одно-два 120-мм орудия, несколько зенитных автоматов и глубинные бомбы. По некоторым неподтвержденным сведениям, к тому времени турбины прямого действия заменили турбозубчатыми агрегатами. В любом случае, мощность силовой установки составляла 7000 л.с., а скорость всего 15 узлов.

Вступившие в строй в конце первой мировой войны, эсминцы типа Момо не успели принять участия в каких-либо заслуживающих внимания операциях того периода.

В 20-е — 30-е годы эсминцы находились в китайских водах. В 1937 г. Каси передали военно-морским силам марионеточного государства Манчжоу-Го под названием «Хай Вэй», где он стал самой крупной боевой единицей. Остальные в 1940 г. вывели из состава флота и, за исключением Янаги, ставшего учебной базой, сдали на слом.

Тяжелые потери, понесенные японским флотом к концу 1943 – началу 1944 г., заставили японцев вернуть себе «китайский» эсминец. Любопытен вопрос с его новым названием. По многочисленным данным, он был переименован в Кали (Kali), что сомнительно, потому что в японском языке нет бук вы «л». По другим Кап. Видимо, следует признать правдоподобным другой вариант названия – Кайи. Корабль использовался для вспомогательной и эскортной службы. Потоплен 10 октября 1944 г. у Окинавы палубными самолетами TF 38.

 

Тип Enoki.

Водоизмещение нормальное 850 т, полное 1100 т.

Длина 85,63 м (83,6 м по в/л). Ширина 7,7 м. Осадка 2,3 м.

Механизмы: 4 котла Кампон, 2 ПТУ Кертис.

Мощность и скорость: 17500 л.с., 31,5 узлов.

Запас топлива 98 т угля + 212 т нефти. Дальность плавания 2400 миль (15 узлов).

Артиллерия: три 120-мм, два 7,7-мм пулемета.

Торпеды: шесть 457-мм (2×3).

Экипаж 110 человек.

 

Enoki. Гос. верфь Майдзуру. Заложен в 1917 г., вступил в строй в 1918 г., исключен в 1938 г.

Keyaki. Гос. верфь Сасебо. 1917 – 1918 – 1932 г.

Kuwa. Гос. верфь Куре. 1917 – 1918 – 1932 г.

Maid. Гос. верфь Сасебо. 1917 – 1918 – 1932 г.

Nora. Гос. верфь Йокосука. 1917 – 1918 – 1938 г.

Tsubaki. Гос. верфь Куре. 1917 – 1918 – 1932 г.

 

Эскадренные миноносцы 2-го класса. Повторяли тип Момо во всех отношениях, за исключением более мощной энергетической установки (и, как следствие, возросшей скорости хода), а также незначительно увеличившегося запаса топлива. Последние японские эсминцы, на которых стояли старые армстронговские 120-мм пушки.

История службы этих эсминцев, пожалуй, наименее интересна. Они не успели принять участия в первой мировой войне и вскоре были вытеснены из боевого состава флота более современными кораблями.

В 1930 году Еноки и Нора переоборудованы в тральщики. При этом их вооружение уменьшено-до двух 120-мм орудий нового образца (длина ствола 45 калибров) и двух 7,7-мм пулеметов. В этом качестве они прослужили до 1938 года. Остальные корабли серии были исключены и сданы на слом еще в 1932 году.

 

Тип Amatsukaze.

Водоизмещение нормальное 1227 т, полное 1570 т.

Длина 99,25 м (96,42 по в/л). Ширина 8,5 м. Осадка 2,75 м.

Механизмы: 5 котлов Кампон, 3 ПТУ Парсонс.

Мощность и скорость: 27000 л.с., 34 узла.

Запас топлива 147 т угля + 297 т нефти. Дальность плавания 4000 миль (15 узлов).

Артиллерия: четыре 120-мм, два 7,7-мм пулемета.

Торпеды: шесть 457-мм (3×2).

Экипаж 128 человек.

 

Amatsukaze. Гос. верфь Куре. Заложен в 1916 г., вступил в строй в 1917 г., исключен в 1935 г.

Hamakaze. Мицубиси, Нагасаки. 1916 – 1917 – 1935 г.

Isokaze. Гос. верфь Куре. 1916 – 1917 – 1935 г.

Tokitsukaze. Кавасаки, Кобе. 1916 – 1917 – слом в 1948 г.

 

В начале 1917 года вступили в строй четыре эсминца 1-го класса типа Амацукадзе, ставшие образцом для большой серии эсминцев, строившихся вплоть до второй половины 1920-х годов. За ними в 1918–1919 годах последовали два более мощных корабля типа Таникадзе – при уменьшении числа 120-мм стволов до трех они, наконец, получили двухтрубные 533-мм (вместо 457-мм) аппараты и показали скорость 37,5 узла.

Эскадренные миноносцы типа Амацукадзе 1-го класса, разработаны японскими конструкторами и построены по программе 1915 года. По компоновке и внешнему виду сильно напоминали тип Каба, но имели существенные нововведения, прежде всего турбины и усиленное торпедное вооружение.

Начиная с этого типа японцы перешли на единый калибр артиллерии эскадренных миноносцев, хотя сами пушки остались старыми 120 мм 40-калиберными. Пулеметы стояли на возвышенных площадках, и на первый план у них выходила задача обороны от самолетов, но их расположение было не совсем удачным, так как стрельбе мешал дым из труб.

25 марта 1918 года затонул Токицукадзе, переломившийся в результате посадки на камни у берегов Кюсю. Правда, в июле его подняли и отвели в Майдзуру на ремонт, и в феврале 1920 г. он вновь вошел в строй. В 1936 году корабль был переведен в разряд учебного и разоружен.

Наиболее напряженная деятельность пришлась на последние годы службы эсминцев. К началу 1931 г. Амацукадзе, Токицукадзе, Исокадзе, Хамакадзе составляли 18-й дивизион эсминцев, входивший в состав Китайской эскадры. В течение последующих четырех лет они находились в китайских водах, но 1 апреля 1935 года были исключены из состава флота, чтобы высвободить лимит тоннажа под новые корабли. Три эсминца пошли на слом, а Токицукадзе стал учебным судном, а затем блокшивом Хайкан №20. Во время войны он оставался в Этадзиме, а в 1948 г. его разобрали в Куре.

IJN Amatsukaze, 1917

 

Тип Tanikaze.

Водоизмещение нормальное 1300 т, полное 1580 т.

Длина 102,3 м (99,5 м по в/л). Ширина 8,82 м. Осадка 2,75 м.

Механизмы: 4 котла Кампон, 2 ПТУ Кертис на Таниказе, ТЗА Парсонс – на Кавакадзе.

Мощность и скорость: 34000 л.с., 37,5 узлов.

Запас топлива: 380 тонн (нефть). Дальность плавания: 4000 миль (15 узлов).

Артиллерия: три 120-мм, два 7,7-мм пулемета.

Торпеды: шесть 533-мм (3×2).

Экипаж 128 человек.

 

Kawakaze. Гос. верфь Майдзуру. Заложен в 1917 г., вступил в строй в 1919 г., исключен в 1935 г.

Tanikaze. Гос. верфь Майдзуру. 1916 – 1917 – исключен в 1934 г.

IJN Kawakaze

Заказаны по программе 1916 года. Являлись улучшенным типом Амацукадзе и имели много нововведений. Главным образом это касалось вооружения. Хотя число орудий главного калибра уменьшилось, впервые были применены 120-мм орудия японской конструкции с длиной ствола 45 калибров. Эти пушки вели огонь 20-кг снарядами на максимальную дальность 15800 м. Изменилось их расположение. Орудие №2 установили у среза полубака за ходовым мостиком, а орудие №3 на приподнятой кормовой надстройке. Все орудия имели щиты. Следующим новшеством в области вооружения стало применение 533-мм торпед. Три двухтрубных аппарата располагались так же, как на типе Амацукадзе.

Что касается энергетической установки, то здесь впервые перешли на чисто нефтяное отопление котлов. Если Таникадзе имел паровые турбины прямого действия, то Кавакадзе оснастили первым турбозубчатым агрегатом японского производства. По сравнению с предыдущей серией, эти эсминцы существенно прибавили в скорости, развив 37,5 узлов.

Во время капитального ремонта в середине 20-х годов торпедные аппараты заменили на два трехтрубных (носовой ТА сняли). Это позволило расширить площадку орудия №2, обеспечив ему лучшие углы обстрела в носовом направлении. Также установили современную систему управления огнем.

Оба эсминца не успели принять участия в первой мировой войне. В мирное время находились в составе Объединенного флота. В их карьере не было выдающихся моментов. Таникадзе стал блокшивом Хайкан №19. В 1944 году его сделали учебной базой для водителей человекоуправляемых торпед Кайтен. Окончательно корпус бывшего эсминца был затоплен в качестве брекватера в гавани Куре.

А на сегодня все! В следующий раз мы поговорим о любимцах игроков, которых недавно тасовали по подветкам с изменением уровней. Не переключайтесь!

Publication author

не в сети 5 лет

CommanderAM

Комментарии: 562Публикации: 58Регистрация: 07-11-2016

Отправить ответ

24 Комментарий на "Эсминцы Японского императорского флота. Часть первая."

Войти с помощью: 
Сортировать по:   новые | старые | популярные
Dobry_Kapitan
Участник

У Японских эсминцев красивые имена. Например, Хацухару = «Начало весны», Кагэро «Струящийся от жары воздух», Самидарэ = «Затяжной дождь в начале лета», Югумо = «Вечернее облако», Судзуцуки = «Прохладная Луна», и т.д.
«Был в засвете Прохладной Луны и получил затопление от Вечернего облака» — поэтическая нация.
Имена тут

Bes
Админ

А ЛК и КР они в честь чего называли?

_Rosomaxa___
Участник

ЕМНИП называли корабли то в честь их горных вершин, то в честь провинций, рек, или красивых видов в какой то конкретной местности. ЛК — обычно их горы. Авики -что либо летающее(журавли, фениксы, драконы…)
Но эсминцы, да — самые поэтичные, все эти Ветер, поднятый взмахом меча или Набегающие одна за другой волны )
На форуме была когда то статья обширная на эту тему.

ex_it
Участник

В основном — исторические провинции. Благо, их там более чем.

trummy
Участник

спасибо за статью!

malaguena
Участник

Неправильно у вас тут написано.
Правильно: «Автор публикации: Патянин Сергей. «Эсминцы и миноносцы Японии 1879-1945»
;)

Эдуард Мартынов
Участник

Плодовито работали японские инженеры. У меня от обилия «кадзе» легкий приступ морской болезни случился. ))

NewLander
Участник

Стесняюсь спросить, а от обилия «ый»/»ой» у наших желудок не беспокоит? :)

TauKion
Участник

Эх… Мясо войны…
Всё же не совсем согласен про важность торпед. ЕМНИП количество успешных торпедных атак не так уж и велико. Другое дело — универсальность (ПВО, ПЛО, охрана конвоя и тп) и возможность штамповать как горячие пирожки — вот залог успеха ЭМ. Увы, но японцы так и не смогли по-настоящему ни в первое, ни во второе.

trackback

free chat with men — live gay cams, free gay webcams at chaturbate https://gaychatspots.com/

trackback

gay chat roullete https://gay-live-chat.net/

trackback

gay chat louisiana https://gayphillychat.com/

trackback

gay chat rooms for free without registration https://gaychatnorules.com/

trackback

gay live chat rochester video https://gaymusclechatrooms.com/

trackback
trackback

free gay chat lines in nc https://gayinteracialchat.com/

trackback

3painted

trackback
wpDiscuz
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Перейти на страницу

buy windows 11 pro test ediyorum

Вверх