Каронимика кораблей Российского Императорского флота

Клипер «Крейсер»

Традиции наименования кораблей крайне интересны, этим занимается отдельная наука – каронимика, от греческого «карабос» – корабль и «онома» – имя. Первоначально термин звучал как «карабонимика», но впоследствии было принято более благозвучное название. Каронимика изучает историю и происхождение корабельных названий, показывает истоки именования судов, традиции и системы наименований на флотах.

ВНИМАНИЕ для людей со слабым Интернетом и нервами – в тексте много «больших» фотографий!

Как все начиналось.

Первым русским венным кораблем принято считать 22-пушечный трехмачтовый галиот, построенный на Оке в 1667 г. Указ царя Алексея Михайловича гласил: «Кораблю, который в селе Дединове сделан… прозвание дать «Орлом». Поставить на носу и корме по орлу, и на знаменах… нашивать орлы же». «Орел» — первое корабельное имя в отечественном военно-морском флоте. Орел же был и сегодня снова есть геральдический символ государства российского, он изображался на государственном гербе и на первых морских флагах.

«Орлов» в русском флоте потом было много, включая «северных», и даже трижды – в варианте «Норд Адлер». В чистом виде его носили два корабля: первый отечественный винтовой линейный корабль специальной постройки (1855 год) и эскадренный броненосец (1903), а кроме того, госпитальное судно (1890) и вспомогательный крейсер (1910).

Первый «официальный» военный корабль России Орел (рисунок)

Эскадренный броненосец Орел (типа Бородино)

Госпитальное судно Орел (как и одноименный ЭБр, входило в состав 2-й ТОЭ)

Основные традиции и принципы наименования кораблей русского военно-морского флота были заложены его создателем – Петром Первым. К началу 20 века эти традиции сложились в определенную систему номинации: подбор названий кораблей в соответствии с его классом, назначением, боевыми и мореходными качествами. Именно Петр Великий закрепил законом, что выбор имен военных кораблей является исключительной привилегией главы государства.

То, что Петр Первый взял на себя разработку правил именования судов и кораблей, вопросов не вызывает. После своей первой заграничной командировки, где он познакомился с иностранной системой геральдики, Петр начал революционную работу не только по созданию флота российского, но и по составлению его геральдики, в которую входило не только имя корабля, но и герб, и девиз.
Можно сказать, что государь император даже несколько увлекся эмблемами, символами и аллегориями. Что сказалось на именах кораблей того времени.

Основой для российской каронимики стала книга «Символы и эмблематы», выпущенная в Амстердаме в 1705 году, книга была издана на русском языке по специальному заказу царя, и многие вещи и принципы Петр просто позаимствовал оттуда. Она содержала более восьми сотен рисунков с девизами и краткими аннотациями, разъяснявшими систему символико-аллегорических элементов. Так, первый линейный корабль, построенный в Воронеже, получил непростое имя «Гото Предистинация» («Божье предзнаменование») – на смеси латыни и немецкого.

Корабль Гото Предестинация. (Реплика, находящаяся в Воронеже. Набережная Адмиралтейской площади)

Начало массовому строительству кораблей и именованию оных было положено. А там, где есть массовость, рано или поздно появляется система. Система именования российских кораблей стала принимать конкретные очертания к 1720-м годам, когда Петр Первый приступил к созданию Балтийского флота.

Естественно, много кораблей получали имена религиозного содержания. «Двенадцать апостолов», «Гавриил», «Ягудиил», «Архангел Михаил», «Богоявление господне», «Три иерарха», «Святой Павел», «Святое пророчество». Участник средиземноморской эскадры адмирала Сенявина, флаг-офицер Свиньин в своих дневниках писал так: «Никогда так не поражает странность имен некоторых наших кораблей, как при ответах капитанов, когда опрашиваемы они бывают ночью часовыми. На вопрос «Кто идет?» капитан должен назвать имя своего корабля, и потому как странно слышать, что идет «Святая Елена», «Зачатие Святой Анны»… Конечно, сегодня такой практики давно нет. Но имена вроде «50 лет шефства комсомола», «Имени XXVI съезда КПСС», «Имени 70 лет ВЧК КГБ» звучали бы сейчас ничуть не страннее «Трех иерархов».

В 1703 г. на петербургских верфях строились фрегаты «Петербург», «Кроншлот», «Дерпт», «Нарва». Далее были «Рига», «Выборг», «Пернов», «Ингерманланд», «Москва», «Астрахань», «Дербент». За исключением «Москвы» все корабли олицетворяли собой победы русского государства и приобретение новых территорий, либо возвращение утраченных. Повторялись имена периода Азовской флотилии – «Лизет», «Мункер», «Дегас», «Фалк», «Луск» («Рысь»), «Фалк» («Сокол»), «Елифант» («Слон»). Там же, в составе Балтийского флота, до 1725 г. дважды повторились «Нарва», «Выборг», «Шлиссельбург».

После смерти Петра Великого заложенные им традиции и данные им указания выполнялись исправно, так, в конце 1729 г. Адмиралтейств-коллегия писала: «Корабль «Штандарт» хотя оный именем… императорского величества указом для памяти велено было хранить, но за гнилостью никак в хранение содержать его не можно, …вместо оного «Штандарта» для памяти того имени, такой… сделать новый». Из Указа Адмиралтейств-коллегии, ноябрь 1929 года.

Это – одна из главных традиций каронимики, заложенная Петром Великим – преемственность корабельных названий, особенно тех из них, которые заслужили это право в боях. Время – главный и самый страшный враг деревянных кораблей. Порой гниль в спокойное мирное время была более эффективна, чем огонь любого сражения. И корабли, естественно, умирали. Но имена не забывались, продолжали жить. Петровская практика передачи имен кораблей от одного поколения к другому, привела к образованию династии — цепочек «одноименцев». За все время существования русского флота больше других повторялись следующие названия: «Надежда» – 22 раза, «Москва» – 18, «Нарва» – 14, «Меркурий» – 11, «Выборг» – 10, «Полтава» и «Самсон» – по 8, «Не тронь меня» и «Азов» – по 7, «Ингерманланд» – 6, «Штандарт» и «Гангут» – по 5 раз. Некоторые имена до сих пор живы, перейдя из Российского Императорского флота через Советский ВМФ снова в российский.

Заслугой Петра Первого, помимо создания флота (то есть величайшая заслуга), стало и формирование определенной системы каронимики. Линейным кораблям и фрегатам, давались названия в честь мест, где русские войска и флот одерживали победы, городов и земель, а также святых. Корабли среднего класса крестились именами святых или какими-либо аллегорическими именами. Гребные и парусно-гребные суда, скампавеи, галеры, прамы носили названия птиц, рыб, зверей, а также рек. Увеличивался флот, появлялись суда различных назначений, и каронимика приобретала новое содержание.

Первые серии петровского флота заложили фундамент отечественной каронимики на долгие десятилетия и породили ряд курьезов. Чтобы понять, что имел в виду автор имени корабля, иной раз необходимо было понимать и знать суть девиза, поскольку в соответствии с тогдашней традицией корабль получал имя вместе с девизом, Например, корабль «Бомба» имел девиз «Горе тому, кому достанусь», «Черепаха» – «Терпением увидишь делу окончанье». В Азовской флотилии Петра Алексеевича был баркалон «Три рюмки» с девизом «Держи во всем меру». В том же ряду стояли «Разженное железо», «Заячий бег», «Стул» и «Весы», а также иностранные каронимы вроде голландского «Вингельгаак». Система начала прорисовываться ко второму десятилетию XVIII века, когда Петр приступил к строительству Балтийского флота.

Крупный блок имен был посвящен религиозной тематике, она была популярна до конца XIX века. На бортах кораблей появлялись имена архангелов («Гавриил», «Ягудиил» и т.п.) и чтимых святых. Встречались и более сложные варианты: «Трех иерархов» и «Святых жен Мироносиц» (именно в родительном падеже, хотя впоследствии встречался и именительный), «Богоявление господне». Около 1800 года в российском флоте имеется «Зачатие святой Анны».

К этой же группе относится один из самых известных каронимов отечественного флота – «Не тронь меня», его носили шесть кораблей, построенных в период с 1725 по 1864 год. Восходит он к Евангелию от Иоанна: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему», – так обратился воскресший Христос к Марии Магдалине. Кстати, «Мария Магдалина» на флоте тоже была. Характерно, что в 1941-1942 годах это же имя носила плавбатарея советского Черноморского флота.

С самого начала флот увековечивал победы русского оружия. Так, уже в 1710-х годах появились «Полтава», «Лесное», «Гангут». Эта традиция продолжится до конца империи и переживет ее, оставшись и в Советском флоте.

После смерти Петра традиции именования кораблей тоже претерпели изменения. Петровские «загибы» и иностранные имена в основном исчезли, наиболее часто применялись имена святых и славянских князей («Владимир», «Святослав», «Ярослав», «Всеволод»).

В качестве имен фрегатов появляются прилагательные («Твердый», «Храбрый», «Стойкий»).

Отдельной главой стали имена дома Романовых: 110-ти пушечный корабль «Петр I и II», «Принцесса Анна», корабль «Слава Екатерины», который, правда, просуществовал недолго, по личной просьбе самой императрицы его переименовали в «Преображение Господне». Были и два «Графа Орлова» (1770 и 1791).

После войны 1812 года и зарубежных походов к победам, начертанным на бортах кораблей русского флота, на короткое время добавились новые: «Париж», «Фершампенуаз», «Лейпциг», «Кульм», «Красной». Примерно к середине XIX века начали «теряться» старые петровские победы, например, «Лесное» и «Фридрихштадт».

В начале XIX века в наименованиях проявились признаки серийности, например, в 1830-х годах строятся три «богини»: фрегаты «Аврора», «Паллада» и «Диана». В середине века среди имен фрегатов и корветов утверждаются разнообразные «Варяги», «Витязи», «Осляби» и «Пересветы» – имена, перешедшие на будущие крейсеры и броненосцы.

Фрегат Паллада (рисунок)

Крейсер I ранга Паллада (систершип Авроры)

Броненосный крейсер Паллада (систершип Баяна, Баяна (второго), Адмирала Макарова)

Интересное место в политически обусловленной каронимике империи занимал линейный корабль Черноморского флота «Султан Махмуд» (1837), названный в честь турецкого монарха и в ознаменование заключения Адрианопольского мира 1829 года.

Трофеи.

В русском флоте было несколько каронимов, перешедших от трофейных кораблей. Наиболее известен «Ретвизан». Это имя (Retvisaan – «Справедливость») носил шведский линейный корабль, захваченный в ходе Выборгского сражения 1790 года и включенный в состав русского флота. Впоследствии его получили еще два парусных (1818 и 1839) и один винтовой (1855) линейные корабли. Наиболее известен последний носитель этого имени – эскадренный броненосец американской постройки (1901), погибший при обороне Порт-Артура.

ЭБр Ретвизан

Далее следуют другие шведские приобретения того же периода – «Венус», «Автроил» и «Вахтмейстер». Характерно, что первое из них появлялось в русском флоте и до того, так именовалась одна из галер, построенных в 1730-е годы. Однако это имя становится трофейным после 1789 года, когда катер «Меркурий» захватил одноименный шведский фрегат. (Этот же самый фрегат «Венус», к слову, через месяц взял в плен «Ретвизана».) Впоследствии флот построил еще один «Венус» в 1828 году.

«Автроил» происходит от «af Trolle», в честь шведского мореплавателя Георга Германа аф Тролле, это имя носил еще один фрегат, захваченный в 1789 году. После него было построено еще два одноименных парусных фрегата (1811 и 1819), а последним это имя получил эсминец типа «новик» (1917).

ЭМ Lennuk (ВМС Эстонии, бывший Автроил, типа Изяслав — «новик» III серии, он же будущий Перуанский Almirante Guise)

Также к трофейным следует отнести имя «Азард», которое носила французская шебека, захваченная в 1806 году адмиралом Сенявиным. Ее наследник – еще один «новик», доставшийся советскому флоту (сперва под именем «Зиновьев», потом «Артем») и погибший уже в годы Великой Отечественной, подорвавшись на мине во время Таллинского перехода 1941 года.

ЭМ Артем (ex-Азард, ex-Зиновьев)

Георгиевская память.

Два каронима не просто произвольно возобновлялись из поколения в поколение, а официально передавались вместе с Георгиевскими флагами, выстраивая схему преемственности.

Распространенное в русском флоте имя «Азов» (в честь одной из баталий Петра I) получило второе рождение после Наваринского сражения 1827 года. Отличившийся в нем линейный корабль с этим именем дал флоту новое сочетание «Память Азова» – так стали называть корабли, которым переходил Георгиевский флаг «Азова». Это были два парусных линейных корабля (1831 и 1848) и броненосный крейсер (1890).

Два года спустя, в 1829 году, бриг «Меркурий» отличился в сражении с двумя турецкими линейными кораблями и тоже получил Георгиевский флаг. Так получилось второе почетное имя, переходящее вместе с флагом: «Память Меркурия». Его носили корвет (1865), парусно-винтовой крейсер (1883), а с 1907 года так именовали бронепалубный крейсер «Кагул». В 1965-1995 годах на Черноморском флоте СССР служило малое гидрографическое судно «Память Меркурия» (продано частному владельцу, затонуло неподалеку от Севастополя в 2001 году).

Крейсер Память Меркурия

Крейсер I ранга Память Меркурия (типа Богатырь, ЧФ, период ПМВ)

При этом еще до того, в XVIII-XIX веках, русский флот эксплуатировал сразу три парусных корабля под схожим образом сконструированным именем «Память Евстафия», не имевших, однако, Георгиевского флага. Названы они были в честь линейного корабля «Святой Евстафий Плакида», погибшего в Чесменском сражении 1770 года. Традицию то ли сломали, то ли, наоборот, возобновили в начале XX века, назвав один из черноморских броненосцев просто «Евстафием».

ЭБр Евстафий

Примеры названий кораблей разных классов второй половины XIX века.

Фрегаты:  Архимед (1849), Аскольд (1857), Громобой (1856), Илья Муромец (1856), Светлана (1859), Генерал-Адмирал (1859), Ослябя (1861), Пересвет (1862), Олег (1859), Александр Невский (1863), Дмитрий Донской (1863).

Корветы: Боярин (1856), Буйвол (1856), Вепрь (1856), Воевода (1856), Вол (1856), Волк (1856), Гридень (1856), Зубр (1856), Медведь (1856), Новик (1856), Посадник (1856), Рында (1856), Рысь (1856), Удав (1856), Воин (1859), Баян (1858), Калевала (1859), Кречет (1861), Ястреб (1861), Сокол (1860), Богатырь (1862), Аскольд (1864), Варяг (1863), Витязь (с 1882 г. Скобелев) (1862), Львица (1865), Память Меркурия (1865).

Клипера: Разбойник (1857), Стрелок (1857), Джигит (1857), Пластун (1857), Опричник (1856), Наездник (1856), Гайдамак (1860), Абрек (1861), Всадник (1861), Алмаз (1862), Жемчуг (1862), Изумруд (1863), Яхонт (1863)

Броненосные батареи: Первенец (1864), Не тронь меня (1865), Кремль (1867).

Броненосная батарея Первенец

Мониторы: Стрелец (1865), Единорог (1865), Броненосец (1865), Вещун (1865), Колдун (1865), Лава (1865), Латник (1865), Перун (1865), Тифон (1865) (совр. Тайфун), Ураган (1865).

Монитор Колдун

Монитор Латник

Башенные броненосные лодки: Смерч (1865), Русалка (1869, Чародейка (1869).

Башенные фрегаты: Адмирал Лазарев (1868), Адмирал Грейг (1868), Адмирал Спиридов (1868), Адмирал Чичагов (1868).

Клипера типа «Крейсер» того же временного периода являются хорошим примером серии названий объединенных одним смыслом из разряда «военных специальностей»: Крейсер (1876), Джигит (1877), Разбойник (1879), Стрелок (1879), Наездник (1879), Вестник (1881), Пластун (1879), Опричник (1881).

Клипер Опричник

А вот эсминцы (первоначально – минные крейсера) типа «Доброволец», строившиеся после Русско-Японской войны, имели весьма «разнородные» названия, причем без типичных уже к тому времени для кораблей этого класса прилагательных:

Подтип «Всадник» (немецкий проект): «Всадник», «Гайдамак», «Амурец», «Уссуриец».

Подтип «Лейтенант Шестаков» (проект Николаевского завода): «Лейтенант Шестаков», «Лейтенант Зацаренный», «Капитан Сакен», «Капитан-лейтенант Баранов».

Подтип «Украина» (контрминоносцы «Литер В»): «Украина», «Войсковой», «Туркменец Ставропольский» («Трухменец»), «Казанец», «Донской казак», «Забайкалец».

Подтип «Финн»: «Финн», «Эмир Бухарский», «Доброволец», «Москвитянин».

Подтип «Охотник» (верфь «Вулкан»): «Охотник», «Сибирский Стрелок», «Пограничник», «Генерал Кондратенко».

ЭМ Гайдамак

ЭМ Украина

ЭМ Финн

ЭМ Генерал Кондратенко

Формирование системы. Стиль Императорского флота.

К началу XX века на флоте уже создалась более-менее стройная, хотя и не лишенная исключений система наименования кораблей. Она гармонично сочетала в себе вертикальную традицию передачи исторических имен с горизонтальным разделением между классами кораблей, а также интенсивно развивалась, изобретая каронимы для кораблей новых классов.

Линейные корабли (броненосцы и дредноуты) именовались в честь монархов правящего дома (без Романовых XVII века, от «Петра Великого» до «Императрицы Марии»), сильно сократившейся группой религиозных каронимов («Иоанн Златоуст», «Пантелеймон», «Георгий Победоносец», «Двенадцать апостолов», «Три святителя», «Сисой Великий», «Андрей Первозванный». Примечательно, что на Балтийском флоте были в основном «Императоры», а на Черном море — «святые»), а также в честь побед России и городов воинской славы («Полтава», «Чесма», «Гангут», «Петропавловск», «Бородино», «Наварин», «Севастополь» и т.п.).

ЭБр Екатерина II

ЭБр Император Николай I

ЭБр Император Павел I

ЭБр Двенадцать Апостолов

ЭБр Иоанн Златоуст

ЭБр Гангут

ЭБр Наварин

ЛК Гангут, в достройке на р. Нева, 10 июля 1914 г.

ЭБр Севастополь

ЛК Севастополь, 1915 г.

Исключения составляли традиционные имена вроде «Слава», «Победа», «Орел» и относящийся к символам монархии «Цесаревич». Из славянских княжеских каронимов XVIII века броненосцам империи достался один лишь «Ростислав». Там же на Черном море появился «Князь Потемкин-Таврический».

Крейсеры забрали, во-первых, всю характерную доимперскую и легендарную каронимику: «Варяг», «Рюрик», «Аскольд», «Олег», «Богатырь», «Рында», «Светлана», «Витязь», «Баян», «Новик», «Боярин», «Громобой», а также «Дмитрий Донской» и «Владимир Мономах». Исключение составили «Ослябя» и «Пересвет», формально отошедшие к броненосцам, но представляли те собой, по сути, «разросшиеся» броненосные крейсера (строились как «броненосец-крейсер»), так что традиция определенным образом сохранилась.

Фрегат Ослябя (1863 г., фото в г. Бостон, США)

ЭБр Ослябя

Фрегат Аскольд (1873 г., фото в г. Гонолулу, Гавайские о-ва)

Крейсер I ранга Аскольд

Броненосный крейсер Рюрик (1892)

Броненосный крейсер Рюрик (II) (1906)

Во-вторых, были освоены «адмиральские» имена, сконцентрированные в серии броненосцев (береговой обороны), фрегатов, корветов, а затем крейсеров (в честь Нахимова, Корнилова, Спиридова, Грейга и т.п.). Традиция эта была сравнительно молодой: первые «адмиралы» (в виде броненосных фрегатов) появились на флоте только в 1860-х годах.

В-третьих, была сохранена оригинальная серия «богинь»: после 1905 года построили новую «Палладу» взамен погибшей в Порт-Артуре, а вернувшиеся с войны «Аврора» и «Диана» продолжили службу.

В-четвертых, была сформирована новая традиция именования малых крейсеров второго ранга по названиям драгоценных камней («Жемчуг», «Изумруд», «Алмаз»).

Минные заградители именовались в честь российских рек («Амур», «Енисей», «Аргунь»).

Минный заградитель Енисей (Балтийского флота, второй с таким названием, первый погиб в Порт-Артуре)

В виде исключения крейсеры называли в честь побед – «Очаков» и «Кагул», они же «Кагул» и «Память Меркурия» после Севастопольского восстания 1905 года.

Эсминцы в основном именовались прилагательными, но традиционно оттянули на себя и имена прославленных офицеров флота: «Капитан Изыльметьев», «Лейтенант Пущин», «Инженер-механик Зверев» и т.п. Малые миноносцы, помимо разного рода «Донских казаков» и «Сибирских стрелков», собрали имена национальных меньшинств империи («Финн», «Трухменец») и переняли от клиперов середины XIX века имена вроде «Всадник» и «Гайдамак» – все это минные крейсера, а впоследствии эсминцы типа «доброволец», поскольку строились они на добровольные пожертвования народа на восстановление флота после поражения в Русско-японской войне, когда флот, за исключением Черноморского, был практически уничтожен.

ЭМ Заветный

ЭМ Прыткий

ЭМ Забияка (1916 г., БФ)

ЭМ Счастливый (1916 г., ЧФ)

Явным исключением стал головной эсминец принципиально нового типа, восходящий к крупным минным крейсерам (или «скаутам», то есть разведчикам – в Английском флоте) и получивший потому «крейсерское» имя «Новик». По той же схеме паротурбинные легкие крейсеры-«адмиралы» формально считались кораблями типа «Светлана» по имени головного корабля.

Крейсер I ранга Светлана

Легкий крейсер Профинтерн (ex-Светлана, будущий Красный Крым)

Мир канонерских лодок, как и мир их имен был обширен. Прилагательные, национальные меньшинства («Гиляк», «Кореец», «Хивинец»), животный мир («Бобр», «Сивуч») или погодные явления («Шторм», «Вьюга»). Во второй половине 19 века была построена серия броненосных лодок с оригинальными мифологическими именами («Перун», «Вещун», «Колдун», «Русалка», «Чародейка»). Имели место даже конфликты с церковью, отказавшей в церемонии официального крещения кораблям с языческими именами.

Канонерская лодка Кубанец

КЛ Кореец

Последними свою систему именования получили подводные лодки, и здесь порядка было не в пример больше. Субмарины главным образом именовались рыбами и морскими гадами. Более поздние подлодки типа «Барс» заложили еще одну традицию – по именам хищных зверей. Она будет частично восстановлена в российском флоте после 1992 года. Единственным исключением стала «шефская» субмарина «Фельдмаршал граф Шереметьев», построенная на деньги рода Шереметьевых.

Систематичность присвоения имен в сериях в целом все же хромала. Ровные серии (например, однотипные броненосцы «Полтава», «Севастополь», «Петропавловск» и наследовавшие им одноименные дредноуты или линейные крейсеры типа «Измаил») сменялись совершеннейшим винегретом. Отличным примером являются пять однотипных броненосцев: «Бородино», «Князь Суворов», «Орел», «Император Александр III» и «Слава». В малых сериях «Император Павел I» мог соседствовать с «Андреем Первозванным», а стандартный «Адмирал Макаров» – с той самой «Палладой» и «Баяном».

Так же расслоились победы русского оружия — на Черном море образовалась серия эсминцев типа «Фидониси», названных в честь побед адмирала Ушакова. А вот балтийские «новики» поздних серий («Орфеи» и «Изяславы») выдавали сочетания имен поинтереснее, например «Автроил» посреди славянских князей типа «Брячислава» или «Десна» с «Громом» рядом с «Забиякой» и «Победителем».

Проанализировав каронимы Российского императорского флота, можно сделать несколько замечаний о стилистике этого периода.

Флот не имел привычки обвешиваться многосоставными наименованиями, более характерными для позднесоветского периода. Так, «адмиральские» серии крейсеров обозначали не воинское звание, а принадлежность к касте флотоводцев.

Флот, с самого начала забрав себе сухопутные победы империи, не пускал на борта имена армейских военачальников, как это, например, широко было принято у другой континентальной державы – Германии. Исключение было сделано для Суворова (но не для Кутузова, ЭБр «Князь Суворов» типа «Бородино»), а также вождей ополчения 1612 года Минина и Пожарского (фрегаты, в преддверии 250-летия дома Романовых). Политическая конъюнктура привела к появлению корвета «Скобелев». К слову, имена Суворова и Кутузова применялись, но не в военном флоте, а среди кораблей, являвшихся собственностью Российско-американской компании – «госкорпорации», осваивавшей Аляску и тихоокеанское побережье Северной Америки. Герои же войны 1812 года на флоте никакого упоминания не получили.

Крупные корабли флота практически не именовались в честь городов империи. Городами обычно называли мелкие корветы и коммерческие пароходы. Вообще, географическая составляющая в каронимике до 1917 года представлена скудно, за исключением малых и вспомогательных сил флота. Единственное, что выделялось, – это части света («Европа», «Азия», «Африка»), но и они к концу империи отошли на второй план. Можно отметить разве что минные заградители, традиционно именовавшиеся в честь крупных рек России («Амур», «Енисей»).

Правители допетровского периода популярностью во флоте под конец существования империи не пользовались. Исключением были разве что «Дмитрий Донской», «Олег» и «Владимир Мономах», а «Александр Невский», представленный в XVIII веке и до середины XIX, наоборот, исчез. Княжеские имена домонгольского периода, широко использовавшиеся в парусном флоте, вернулись в одной из серий новых эсминцев в 1910-е годы, но статус их был явно ниже, чем у кораблей 1-2 ранга.

Полностью отсутствуют и победы допетровского периода, даже такие фундаментальные, как Ледовое побоище, Куликово поле, стояние на реке Угре, взятие Казани или битва при Молодях.

«Общегосударственные» деятели популярностью на флоте также не пользовались. Редчайшие исключения – Лефорт, Потемкин и уже упоминавшийся Орлов. Но кораблей, названных в честь Меньшикова, Остермана, кого-то из Шуваловых, Безбородко, Сперанского, Аракчеева, Милютина или Горчакова, так и не появилось.

Каронимическая система Российского императорского флота была практически полностью разрушена двумя революциями. Советская система каронимики, однако, в процессе развития восстановила часть имперской традиции именования.

Крейсер I ранга Варяг (отредактированное фото идеального портретного качества, как и большинство других фотографий в этой статье)

К моему большому сожалению, я не смог разместить в рамках одной статьи всю возможную информацию и (фотографии! Может быть, стоит выпустить несколько тематических альбомов?). Но общее представление о системе наименований кораблей, я надеюсь, у читателя сложится.

Продолжение следует…

Publication author

не в сети 5 лет

CommanderAM

Комментарии: 562Публикации: 58Регистрация: 07-11-2016

Отправить ответ

74 Комментарий на "Каронимика кораблей Российского Императорского флота"

Войти с помощью: 
Сортировать по:   новые | старые | популярные
GipsyDanger80
Участник

По мере строительства флота, в середине XVIII века и далее, традиция органично видоизменялась. Петровские «загибы» и прочая иностранщина в каронимике в основном исчезли, наиболее часто применялись имена святых и славянских князей («Владимир», «Святослав», «Ярослав», «Всеволод» и т.п.). В качестве имен фрегатов появляются прилагательные («Твердый», «Храбрый» и т.п.)

2 раза написано

OctoberRiot
Участник

Это для тех написано, кто в выбор имени для десятки не смог.
Я сразу Владимира предлагал.
Заминусовали пидоры.

KGB
Редактор

Ты уже отсосал у чечена сегодня?

Bes
Админ

Сука…. Мне громко на работе ржать нельзя!
И вообще мы не получали ни подтвержденных доказательств, ни опровержений того, что скриншот принадлежит ему.
Так что формально я выдаю тебе предупржедение.
А не формально лайк.

KGB
Редактор

И вообще мы не получали ни подтвержденных доказательств, ни опровержений того, что скриншот принадлежит ему.

Вот теперь получили. Так что мой вопрос правомочен, бгг.

Odd
Участник

ну для справедливости, я за данным персонажем регулярно замечаю коменты сходные по содержанию, пусть и облеченные в более мягкую форму, так что совсем не был удивлен

ilya_aLenin
Участник

о чём и речь

ilya_aLenin
Участник

я выдаю тебе предупржедение.

иди нахуй

Лучше бы ты этого ублюдка забанил, чем Ойгина.

Odd
Участник

свободуовуляке?

Алексей Сладков
Участник

Дельно!

Лина Инверс
Участник

(фотографии! Может быть, стоит выпустить несколько тематических альбомов?)

Если есть качественные фотки — я всегда за!

OctoberRiot
Участник

А продолжение будет?
1917-2018?

von_Oldenburg
Участник

Гото Предистинация находится в Воронеже. Где её и построили. Причём тут Питер?

GIPER
Участник

Никогда не понимал, упоротость при «наследовании» некоторых имён. Например ОСЛЯБЯ. Нет, я конечно понимаю, герой Куликовской Битвы и так далее. Но ебанарот, как-же это нелепо звучит в современном языке.
— Ты где служил?
— На Ослябе….
Пиздец, неужели других имён нет?

trashbox
Участник

Ну т.е. «Сисой Великий» не смущает, нопремер ?
И потом, в тогдашнем языке служба на Ослябе была заметно бодрее и почетней, чем на Наварине каком.

GIPER
Участник

Сисой меня не смущает, потому что он существовал более века назад. Язык был совсем другой. А «Ослябя» — это вотcomment image

Тридцать лет, этот БДК ходил как «белый человек», пока в середине двухтысячных какому-то ебланоиду не пришла в голову гениальная мысль присвоить ему это название, которое два века назад может и было героическим, но в современном языке, его фонетика звучит до одури нелепо.
У нас что мало свободных имён? Диана или Паллада были заняты? Или нужно было кровь-из-носу показать свою невьебенную духовность и лояльность к православию?

trashbox
Участник

Ну так ослоябя — это значительно веселей и актуальней, чем какая-нибудь Паллада.

Михаил Пилот
Участник

Дело не в православии, от которого у кого-то регулярное жжение в филейной части, а в том, что Ослябя и Пересвет — легендарные воины, а уже во вторую очередь монахи. Ну и да, преемственность названий кораблей.

Феликс Броневой
Участник

Пресса подсказывает нам, что «Переименование кораблей проведено при содействии, в том числе, министерства обороны и Русской Православной Церкви.»
Ну а что до преемственности, то где мои легендарно-военные названия такие как Сталинград или Октябрьская революция. Ой, а господа в рясах такое не хотят почему-то.

OctoberRiot
Участник

Попилили.
А рясоносцы победили же в ВОВ2. Пока большевистские маршалы закидывали мясом немецкие окопы, объединённые в штрафбаты воровско-поповские силы в едином порыве с божьей помощью пошли и победили. Да не просто победили, а вопреки Сталину.

GIPER
Участник

Ослябя и Пересвет – легендарные воины, а уже во вторую очередь монахи.

Других «легендарных военов» с более благозвучным именем не нашлось? Сможешь вот так, навскидку выдать хотябы пяток современных боевых судов, которые носят имена богатырей эпохи феодальной Руси?

Владимир -
Участник

Ну вот маленький кусочек полезности от онлайн игрушки.
Спасибо большое — очень интересно, продолжайте пожалуйста!

Алексей
Участник

Впечатляет. Огромное спасибо очень жду продолжения.

Menua
Участник

Годно, спасибо.

zibel77
Участник

>Кстати, «Мария Магдалина» на флоте тоже была. Характерно, что в 1941-1942 годах это же имя носила плавбатарея советского Черноморского флота.

Откуда дровишки?

Была вот такая: «Плавучая зенитная батарея ПЗБ № 3 (официально) «Не тронь меня!» (неофициально)».
А вот про Магдалину где можно посмотреть?

ABTPOuJI
Участник

Большое спасибо за труд, продолжать обязательно! Забавно, я оказывается взял ник шведского трофея, хотя имел в виду ЭМ типа «новик»… Хорошие фотографии, в том числе реставрированные, а также альтернатива, можно посмотреть здесь: http://tsushima.org.ru/steve/steve-index/

KGB
Редактор

Вообще каронимика штука интересная.
Особенно — каронимика современного ВМФ.

Вот возьмём, к примеру, Бореи:

К-535 «Юрий Долгорукий»
К-550 «Александр Невский»
К-551 «Владимир Мономах»
К-549 «Князь Владимир»
«Князь Олег»
«Генералиссимус Суворов»
«Император Александр III»
«Князь Пожарский»

Князья, полководцы. Даже императоров и тех возродили. Так что ждем Ретвизана проекта 23560.

zibel77
Участник

Угу, а как полный комплект наберётся — Цусиму. Косплеить, так косплеить! 69

_darkhan
Редактор

А японцы построили новейший Каga. Т.е они собираются косплеить… OH SHI—

Лина Инверс
Участник

В конце-концов Kaga не оч хорошо кончил.

KGB
Редактор

Но начал-то, начал-то как!

Лина Инверс
Участник

Ну начать — это одно. А вот кончить… )

OctoberRiot
Участник

Тора-Тора-Тора… Закончите эту фразу.

KGB
Редактор

….и пейсы!

vano31415
Участник

Тора-Тора-Тора…
Пора вставать — 7.40!

zibel77
Участник

Очень может быть. Только у них теперь гонка с Китаем.

malaguena
Участник

и Конга у них есть!

ArdRaeiss
Участник

Журавлей ещё нет, так что рано ещё.

malaguena
Участник

Так что ждем Ретвизана проекта 23560.

Хорошо что не «Святых жён мироносиц» или «Зачатие святой Анны»…
А то всяких святых старцев уже понапихали…

KGB
Редактор

А УДК назовем «Гото Предистанция»!

_darkhan
Редактор

Чтобы потом продать туркам?

KGB
Редактор

Ебиптянам!

malaguena
Участник

Линейные корабли … именовались в честь монархов правящего дома … до «Императрицы Марии»

«Императрица Мария» названа в честь флагмана Нахимова при Синопе…

а также в честь побед России и городов воинской славы («Полтава», «Чесма», «Гангут», «Петропавловск», «Бородино», «Наварин», «Севастополь» и т.п.).

Только в честь побед. «Петропавловск» и «Севастополь» — в честь героической обороны, а не в честь самих городов.

За статью спасибо!
По другим странам не планируется?

Kusachy
Участник
Не интересно было читать первую половину текста, так как это просто перечисление кораблей. Интересно было читать именно про систему присвоения имен, раз заявлен некий научный подход. Но тут не хватает цитат из нормативных документов или хотя бы ссылок на них, ведь система в управлении, если она есть, всегда фиксируется документами, иначе она разваливается. В статье же есть просто группировка названий по тематикам (монархи, святые, легендариум, география и т.п.) без объяснения, чем был вызван их выбор, и, что важно, почему появлялись исключения из обозначенных правил. Из-за этого есть сомнения, что система вообще была, тем более автор сам пишет «Систематичность присвоения имен… Read more »
_darkhan
Редактор
Вот тоже те же мысли. Как таковой системы не увидел, скорее группировку. Что можно отметить, так это существование традиции передачи имен кораблей, как правило, отличившихся. Насколько я понял, это творчески переработанная статья с topwar (цинк), которая, в свою очередь, берет инфу с сайта Каланова (цинк). В первоисточнике есть такой вывод: Проанализировав петровские нововведения по части наименования кораблей и судов различного ранга, можно прийти к такому выводу: с начала XVIII века в русском флоте стала формироваться определенная система каронимики, причем Петр I в большинстве случаев стремился найти гармонию имен, каждое из которых должно было соответствовать назначению, размерам, боевым и мореходным качествам… Read more »
ex_it
Участник

Проще закончить тем, что логики нихуя не было.

malaguena
Участник

Её и щас-то нет

andre_kor
Участник

(реплика, стоящая на Неве, поправьте меня, Петербуржцы, если я ошибаюсь)

Это Воронеж. Набережная Адмиралтейской площади

Dark Lighter
Участник

Лайкнул, рипостнул.

KGB
Редактор

рипостнул.

En Garde!

trashbox
Участник

Toucher!!1

Алексей
Участник

…. и сзади на голову упал торшер, заботливо установленный сценаристом на самом краю шкафа.

trashbox
Участник

И животноводство!

Эдуард Мартынов
Участник

Написали же уже что в Воронеже стоит копия Гото Предистинации. Так чего не исправили?

_darkhan
Редактор

Поправил.

kerzak11
Участник

Предестинация стоит в Воронеже, минный крейсер назывался Украйна, через и-краткое.

Роман Змеев
Участник

Потрясающе интересно, спасибо ! Особенно заинтересовали корабли, носившие имена святых, архангелов, св. праведных воинов и легендарных героев вроде «Осляби» и «Пересвета», ну и шедевр — «Нет тронь меня!» — предложу детям в воскресной школе их нарисовать — наглядная иллюстрация того, как Священное Писание пронизывает всю нашу жизнь — даже там, где не ожидаешь !
Респект автору за такое проникновенное исследование ! Традиция — это связь времён !

trackback

gay video chat sites https://gay-live-chat.net/

trackback

gay men webcam chat rooms https://chatcongays.com/

trackback
trackback
trackback

free gay chat no sign up https://gayinteracialchat.com/

trackback

2cloister

wpDiscuz
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Перейти на страницу

buy windows 11 pro test ediyorum

Вверх