Каронимика кораблей Советского Военно-морского флота

Ракетный крейсер (РКР) Варяг (пр. 58), 1988 год

Сегодня мы продолжим говорить о традициях наименования кораблей во времена СССР.

 

Флот молодого Советского государства.

Переименования на Российском «больше-не-императорском» флоте начались уже после февраля 1917-го. Изменения носили точечный характер и касались символов монархии. «Цесаревич» превратился в «Гражданина», а императоры и императрицы – в «Волю», «Свободную Россию», «Демократию» и «Республику». На Балтике пострадал вводившийся в строй эсминец «Владимир», обернувшийся «Свободой».

Двум мятежным черноморским кораблям («Кагулу» и «Пантелеймону») весной 1917 года вернули прежние имена: «Очаков» и «Потемкин-Таврический» (без «князя»). Второму, правда, ненадолго: под давлением экипажа, освобожденного революцией от излишней дисциплины, он превратился в «Борца за свободу». Аналогичным образом ненадолго возник учебный гвардеец «Память Азова», в 1909 году репрессированный за восстание в «Двину».

После победы большевиков переименование приняло массовый характер: все символы старого сносились полностью, хотя и не сразу – руки до основной части кораблей дошли уже в 1922 году и позже. В каронимике доминировали две основные категории. Первая – это вожди и деятели победившей революции. Так на флоте появились «Троцкий», «Володарский», «Урицкий», «Сталин», «Ленин», «Рыков» и т.п. Вторая – имена и названия, связанные с мировым революционным движением: «Карл Либкнехт», «Марат», «Парижская коммуна», «Профинтерн», «Карл Маркс» и т.п.

ЭМ Яков Свердлов (ex-Новик)

 

ЭМ Изяслав, будущий Карл Маркс, лето 1917 г., Ревель

 

ЭМ Фрунзе (ex-Быстрый)

 

Крейсера Фрунзе и Куйбышев (пр. 68-К) и ЭМ пр. 30-бис, ЧФ, 1954 год

 

Тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) Фрунзе (пр. 1144), будущий Адмирал Лазарев

 

Почти все они безвозвратно ушли в течение 20-25 лет, иные быстрее, особенно связанные с «вышедшими из доверия» товарищами. Каких-то из этих имен не жаль, но некоторые, вроде «Незаможника», нельзя не признать удачными. Ряд революционных каронимов прижился и воспроизводился уже после Великой Отечественной. Среди них – «Червона Украина», «Красный Крым», «Красный Кавказ».

Да, самое главное – «Аврора» так и осталась «Авророй».

При Сталине порядок был.

Схема именования новых кораблей Рабоче-крестьянского Красного Флота обрела контуры уже в конце 1920-х годов и полностью сложилась десятилетие спустя.

Этот период следует особо отметить, потому что ни до, ни после отечественный флот не имел столь же четких, логичных и более-менее последовательно исполняемых правил именования. Сталинская каронимическая система, выстроенная вокруг нескольких базовых принципов, остается и поныне недосягаемым образцом, а претензии к ней можно предъявлять исключительно вкусового характера (от чего в каронимике уйти в принципе невозможно).

В системе того периода чувствуются творчески переработанные германский и американский принципы именования, но с особой логикой. Новая советская каронимика 1930-х разместилась в «серых зонах» старой имперской.

Ранее мы уже отмечали, что до 1917 года флот не жаловал государственных деятелей (кроме императоров), сухопутных военачальников, а также географические каронимы (в частности, названия провинций и города). Именно этот материал и лег в фундамент новой системы, которая должна была отличаться от «наследия царизма».

Линейные корабли новой постройки именовались по территориям (как в проекте 23: «Советский Союз», «Советская Россия», «Советская Белоруссия» и т.п.). Тяжелые крейсера – по военно-моским базам флота и городам морской славы, как в случае с непостроенным проектом 69 («Кронштадт», «Севастополь») и купленным в Германии «Лютцовом» («Петропавловск»).

Отметим, что трофейные и переданные союзниками тяжелые корабли также получали названия по городам-портам, связанным с морем: «Новороссийск», «Архангельск», «Мурманск», «Керчь». Двум балтийским линкорам дореволюционной постройки в 1943-м году вернули исторические имена «Петропавловск» и «Севастополь». В связи со всем этим немецкий «Лютцов»-«Петропавловск», все еще недостроенный, стал «Таллином».

Крейсер Мурманск (ex-USS Milwaukee), 16 марта 1949 г., передача корабля обратно флоту США

 

Крейсер Мурманск (пр. 68-бис), 1967 год

 

Крейсер Керчь (ex-Emmanuele Filiberto Duca d’Aosta), 5.06.1958 г., Одесса

 

Большой противолодочный корабль (БПК) Керчь (пр. 1134-Б), 2012 год, уже в составе ЧФ России

 

Крейсер Адмирал Макаров (ex-Nurnberg), в парадном строю на Неве

 

БПК Адмирал Макаров (пр. 1134), 30.10.1985 г.

 

ЛК Октябрьская Революция, 1934 год

 

Крейсер Молотовск (пр. 68-бис), будущий Октябрьская Революция

 

ЛК Петропавловск (будущий Марат)

 

БПК Петропавловск (пр. 1134-Б)

 

После войны на бортах должны были появиться и города-сухопутные победы Красной армии. Их первые следы видны в именах двух так и не построенных тяжелых крейсеров проекта 82 – «Сталинград» и «Москва».

Легкие крейсера именовались, вслед за эсминцами революционной поры, в честь высшей партийно-государственной номенклатуры: «Киров», «Каганович», «Молотов», «Жданов», а также формально относящийся сюда «Максим Горький», назначенный администратором над советскими инженерами человеческих душ.

Крейсер Червона Украина, 1929 год

 

РКР Червона Украина, будущий Варяг, 1990 год, переход на ТОФ

 

Крейсер Красный Крым (бывший Профинтерн), 1943 год, Поти

 

БПК Красный Крым (пр. 61)

 

Здесь же – военачальники гражданской войны. Среди заложенных и запланированных до войны крейсеров проекта 68-К можно увидеть «Чапаева», «Щорса», «Пархоменко», «Котовского» и «Лазо». Выделялся не вполне системный «Чкалов». Один из кораблей предполагали назвать «Авророй», подразумевая вывод из состава флота имперской «богини», ныне «зари нового мира», однако война оборвала эту затею. Характерно, что перед этим планировалось достроить старый крейсер «Адмирал Бутаков» как учебный корабль – и тоже назвать «Авророй».

Эсминцам сохранили традиционные прилагательные. Появившийся класс лидеров называли в честь столиц союзных республик: «Москва», «Харьков» (столица УССР до 1934 года, корабль был заложен в 1932-м году), «Баку» и т.п. Туда же относился «Ленинград». По именам так и не построенных лидеров проекта 48 (типа «Киев») видны и предполагаемые пути дальнейшего развития этого правила: крупные города СССР («Архангельск», «Мурманск», «Петрозаводск»), героическая победа Красной Армии «Перекоп», а также всплывший с имперских времен революционный «Очаков». Мы видим, что война скорректировала это правило, после чего города отошли более крупным кораблям, от эсминцев – крейсерам.

ЭМ Гневный (РКР, пр. 57-бис) в слежении за USS Forrestal

 

ЭМ Грозный (типа улучшенный Сокол — Буйный)

 

ЭМ Грозный, 1942 год

 

РКР Грозный (пр. 58, закладывались как корабли класса эсминец)

 

ЭМ Гремящий, 1942-43 год

 

ЭМ-БПК Гремящий (пр. 57-бис), 1983 год

 

Лидер Минск, 1940 год, Рига

 

Тяжелый Авианесущий крейсер (ТАВКР) Минск (пр. 1143)

 

Лидер (после 1949 г. — эсминец) Ленинград, 1948 год, Нева

 

Противолодочный крейсер (ПКР) Ленинград (пр. 1123)

 

Лидер Ташкент

 

БПК Ташкент (пр. 1134-Б), 1985 год

 

ЭМ Бедовый, на котором адмирал Рождественский сдался Японцам, в плену в Сасебо

ЭМ Бедовый (пр. 56-У), ЧФ

 

ЛК Новороссийск (ex-Giulio Cesare)

 

ТАВКР Новороссийск, 1984 год

 

ЭМ Калинин (бывший Прямислав)

 

ТАРКР Калинин, 1 января 1991 г. (с 1992 года Адмирал Нахимов)

 

В малых силах флота тоже завелся ряд каронимических правил, в том числе и унаследованных явочным порядком с имперских времен. Так, сторожевики получили «погодные» имена («Ураган», «Метель», «Молния» и т.п.), на флоте их так и называли – «Дивизион плохой погоды», как корабли рубежа XIX-XX веков: канлодки типа «Дождь» и «Шквал», мониторы «Ураган», «Тайфун», «Смерч». Эта традиция во второй половине XX века перейдет к малым ракетным кораблям. Еще одна линейка каронимов — птицы («Ястреб», «Альбатрос») и хищные звери («Лев», «Тигр»). Сторожевики погранслужбы в этот же период освоили драгоценные камни («Жемчуг», «Бриллиант»). Обе эти аполитичные традиции восходят к корветам и клиперам XIX века. Небольшим исключением смотрелись «Киров» и «Дзержинский» — два сторожевика, купленных в Италии в 30-х годах.

Сторожевой корабль (СКР) Волк (пр. 50), июнь 1978 г., Босфор

 

Для тральщиков и, впоследствии, охотников за подводными лодками были созданы две группы каронимов. Одна связана с техникой и элементами конструкции кораблей и мин («Фугас», «Взрыватель», «Бугель», «Гак», «Крамбол» и т.п.). Вторая – с флотскими специальностями («Артиллерист», «Наводчик», «Связист», «Химик» и т.п.). Первая после войны прижилась слабовато (хотя несколько тральщиков в проекте 266 были названы в этой традиции), а вторая получила развитие: корабли проекта 266М с подобными именами до сих пор бегают по морям.

Здесь же возникает традиция именования малых сил флота в честь героев, сохранившаяся и поныне. В тот период, в частности, была построена серия тральщиков, названных в честь героев Гражданской войны.

В конце 1930-х годов там же, на торпедных катерах, возникает один из самых массовых в будущем каронимов ВМФ СССР – «комсомольцы», дополненные топонимом («Одесский комсомолец» и т.п.).

Пока подлодки в силу их массовости не перевели на литерно-номерные обозначения, флот успел построить оригинальную серию кораблей: «Декабрист», «Народоволец», «Красногвардеец», «Революционер», «Спартаковец» и «Якобинец». Достойно сожаления, что эти имена (кроме, разве что, выпадающего из ряда ранне-революционного «Якобинца») так и не нашли должного применения в дальнейшем.

После войны, на волне возврата к славной истории отечества, флот обрел в число крейсерских каронимов имперских «адмиралов». Первой ласточкой стал опять же трофейный легкий крейсер «Нюрнберг» («Адмирал Макаров»). Уже позже появились «Нахимов», «Корнилов», «Сенявин», «Ушаков» и «Лазарев». Их дополнили тоже вполне традиционные для старого флота «Дмитрий Пожарский», «Александр Невский», «Дмитрий Донской» и «Козьма Минин». А потом и ранее не очень жалованные моряками империи сухопутные военачальники «Александр Суворов» и «Михаил Кутузов».

Так обозначился возврат к имперским каронимам, и в этой восстановленный преемственности крылся резерв развития сталинской системы. Однако за прошедшие после этого 30 лет ВМФ СССР, выйдя в океаны и став глобальной силой, серьезно поступился принципами именования.

 

Названия основных классов кораблей ВМФ послевоенного СССР.

Корабли ленд-лиза и репараций.

Линкоры и крейсера – названия городов-портов-ВМБ (с «привязкой» по флотам и морям). Архангельск, Мурманск (на СФ), Новороссийск, Керчь (ЧФ). Как исключение – Адмирал Макаров на БФ.

Эсминцы и миноносцы – традиционные прилагательные.

БФ, немецкие, на букву П: Прыткий – Z-14 Friedrich Inn, Пылкий – Z-15 Erich Steinbrinck, Прочный – Z-20 Karl Galster, Проворный – Z-33, Подвижный – T-12, Порывистый – T-17, Примерный – T-103, Поражающий – T-107 (G-7), Прозорливый – T-158 (V-158), Пронзительный – T-196.

ЧФ, на букву Л: Легкий – ит. Fuciliere, Ловкий – ит. Artigliere – Camicia Negra., Ладный – ит. Animoso, Летный – ит. Fortunale, Лютый – ит. Ardimentoso, Летучий – рум. Regia Maria, Лихой – рум. Regele Ferdinand, Легкий – рум. Marasesti, Ловкий – рум. Marasti (в 1945 году возвращены Румынии, имена перешли бывшим ит. ЭМ).

ТОФ, японские, на букву В: Внезапный (позднее Оскол) – Harutzuki, Верный – Hibiki, Ветреный (позднее Выразительный) – Hatsuzakura, Возрожденный – Kiri, Волевой – Kaya, Вольный – Shii, Внимательный – Kizi,

СФ, бывшие американские, а потом английские эсминцы-флешдекеры («гладкопалубники»), на буквы Д и Ж:

Живучий – DD-93 Fairfax – HMS Richmond,

Жгучий – DD-127 Twiggs – HMS Leamington,

Дерзкий – DD-134 Crowninshield – HMS Chelsea,

Дружный – DD-143 Yarnall – HMS Lincoln,

Жаркий – DD-167 Cowell – HMS Brighton,

Жесткий – DD-168 Maddox – HMS Georgetown,

Доблестный – DD-169 Foote – HMS Roxborough,

Достойный – DD-182 Thomas – HMS St. Albans,

Деятельный – DD-198 Herndon – HMS Churchill.

ЭМ Летучий, ex-Regina Maria

 

ЭМ Жаркий (ex-DD-167 Cowell – HMS Brighton), камуфляж еще «британский», но бортовой номер нанесен уже по «советскому» образцу

 

ТАВКР Тбилиси, будущий Адмирал флота Советского Союза Кузнецов

 

Крейсера, эсминцы и БПК.

Кр пр. 68-К и 68-бис. Чапаев, Валерий Чкалов – Комсомолец, Железняков, Фрунзе, Куйбышев, Орджоникидзе (не достроен), Свердлов (заложен как Кр пр. 68-К, не достроен, имя перешло на Кр пр. 68-бис). Планировались имена (постройка отменена): Аврора, Ленин, Дзержинский, Лазо, Котовский…

Свердлов, Дзержинский, Орджоникидзе, Жданов, Александр Невский, Адмирал Нахимов, Адмирал Ушаков, Адмирал Лазарев, Александр Суворов, Адмирал Сенявин, Молотовск – Октябрьская Революция, Михаил Кутузов, Дмитрий Пожарский, Мурманск. Не достроены (названы): Щербаков, Адмирал Корнилов, Кронштадт, Таллин, Варяг, Козьма Минин – Архангельск, Дмитрий Донской – Владивосток.

ПКР пр. 1123 и ТАВКР пр. 1143 Москва, Ленинград, Киев, Минск, Новороссийск, Баку – Адмирал Горшков (сейчас индийский Викрамадитья), Тбилиси – Адмирал Кузнецов, Рига – Варяг (сейчас китайский Ляонин), Ульяновск (не достроен)… Столицы республик СССР, в т.ч. традиционная с лидеров пр. 1 и 38 пара Москва-Ленинград и… Ульяновск – в честь «родного города Ленина», хотя его наверняка бы переименовали.

ТАКР пр. 1144. Киров – Адмирал Ушаков, Фрунзе – Адмирал Лазарев, Калинин – Адмирал Нахимов, Куйбышев (при закладке) – Петр Великий, Адмирал Кузнецов (не достроен, имя перешло ТАВКР).

РКР пр. 58 (ЭМ, «поднятые» в ранге до крейсеров). Грозный, Стерегущий – Владивосток, Адмирал Фокин, Доблестный – Адмирал Головко, Сообразительный – Варяг.

РКР пр. 1164. Слава – Москва, Адмирал флота Лобов – Маршал Устинов, Червона Украина – Варяг, Адмирал флота Лобов – Украина (достался Украине, не достроен).

БПК пр. 61. (класса ЭМ-фрегат). Комсомолец Украины, Сообразительный, Проворный, Огневой, Образцовый, Одаренный, Отважный, Славный, Стройный, Стерегущий, Красный Кавказ, Решительный, Смышленый, Строгий, Сметливый, Смелый, Красный Крым, Способный, Скорый, Сдержанный. Инородный в ряду прилагательных головной «Комсомолец» и два «крейсерских» имени от известных кораблей-предков крейсеров «Светлан».

БПК пр. 1134 (позднее переклассифицированы в РКР. Корабли проектов 1134-А-Б на Западе считались крейсерами). Адмирал Зозуля, вице-адмирал Дрозд, Владивосток, Севастополь.

БПК пр 1134-А. Кронштадт, Адмирал Исаков, Адмирал Нахимов, Адмирал Макаров, Маршал Ворошилов, Адмирал Октябрьский, Адмирал Исаченков, Маршал Тимошенко, Василий Чапаев, Адмирал Юмашев. Чапаев и ряд адмиралов – по наследству от артиллерийских Кр.

БПК пр. 1134-Б. Николаев, Очаков, Керчь, Азов, Петропавловск, Ташкент, Таллин. Однородная серия «городов», традиционно «крейсерские» или «лидерские» имена, частично – от известных кораблей-предков.

БПК пр. 1155. Удалой, Вице-адмирал Кулаков, Маршал Василевский, Адмирал Захаров, Адмирал Спиридонов, Адмирал Трибуц, Маршал Шапошников, Симферополь – Североморск, Хабаровск – Адмирал Левченко, Адмирал Виноградов, Адмирал Харламов, Адмирал Пантелеев.

Эсминцы проектов 30-К и -бис, 56 -М, -ЭМ, -У, -А, 57, -А, -бис. Традиционные прилагательные, в т.ч. унаследованные от ЭМ РИФ («Соколов»), ЭМ пр. 7 и ленд-лиза. Исключения и переименования: ЭМ пр. 30-К Охотник переименован в Сталин и 2 ЭМ пр. 56 переименованы в «комсомольцев», Смышленый – Московский комсомолец, Выдержанный – Дальневосточный комсомолец.

ЭМ пр. 956 и 956-Э. Современный, Отчаянный, Осмотрительный, Безупречный, Боевой, Стойкий, Окрыленный, Бурный, Ведущий – Гремящий, Быстрый, Расторопный, Безбоязненный, Безудержный – Гремящий (переименован после списания первого), Беспокойный, Настойчивый, Бесстрашный – Адмирал Ушаков. Важный – Екатеринбург – кит. Ханчжоу, Вдумчивый – Александр Невский – кит. Фучжоу. Наследование традиционных для ЭМ имен прилагательных с поздними бессистемными переименованиями.

Сторожевые корабли пр. 29, 42 и 50: имена диких животных и птиц, с «вкраплениями» драгоценных камней или «номерные» СКР – прямое «наследие» имен.

Сторожевые корабли проекта 1135 и 1135-М («поднятые» в ранге до ЭМ). Традиционные для ЭМ прилагательные с исключением в виде Ленинградского комсомольца.

 

Канцелярия на бортах.

Первое, что сделал в этом направлении Советский флот, – начал именовать корабли в честь своих адмиралов. Проблема была только в том, что, если до революции «адмирал» в имени корабля указывал на принадлежность к касте флотоводцев, то при СССР решили использовать формальное воинское звание. Результат вышел специфическим.

К таким именам, как «Вице-адмирал Дрозд» трудно предъявлять стилистические претензии (но почему не «просто» Адмирал Дрозд?). Но попытка увековечить память Главкома гремучей конструкцией «Адмирал флота Советского Союза Горшков» изрядно отдавала канцелярщиной, ведь можно же было ограничиться просто «Адмиралом Горшковым». Эта развесистая чиновная византийщина как будто перекочевала на борта кораблей из деревянного языка советского официоза.

Бюрократия не знает меры и вкуса, в результате во флоте СССР имена адмиралов красовались и на бортах ракетных крейсеров («Адмирал Головко»), и на тральщиках («Вице-адмирал Жуков»). Причем и там, и там они применялись бессистемно, вне единообразных серий.

Правда, «деревянный» язык давал и некоторые полезные результаты. Массовое размножение «Комсомольцев Мордовии» создало практичный прецедент. В силу географического изобилия размножать имена можно было почти безгранично. Утверждение же идеологических норм одновременно сшивало корабль и его экипаж с определенной территорией, что закладывало новые традиции и позволяло на практике осуществлять лозунг о единении армии и народа. До революции схожий эффект успели прочувствовать на себе только экипажи эсминцев типа «Украина», строившихся на пожертвования определенных территорий и народов империи.

«Комсомольцев» перевели на поток: от крупных кораблей типа БПК «Комсомолец Украины», двух эсминцев «Московский комсомолец» и сторожевика «Ленинградский комсомолец» – до катеров. Кроме того, комсомольцами именовались дизельные подлодки.

Но чаще бывало наоборот. Главная «победа» совдеповской канцелярии над флотом и здравым смыслом – юбилейные почетные наименования. Это были не полноценные имена (корабль закладывался и служил под литерно-номерным обозначением), однако стиль эпохи они передавали точно.

Нельзя отрицать оригинальность таких каронимов, как «60 лет Великого Октября» (атомный подводный ракетоносец К-182, 1977) или «50 лет СССР» (многоцелевой атомоход К-323, 1972). Это, конечно, не аргентинский авианосец «25 мая», но определенный шарм задавало – в одном стилистическом ряду с краснозвездной ушанкой, медведем, балалайкой и прочим китчем. Гораздо труднее понять первобытно-магический смысл таких заклинаний, как «60 лет ВЛКСМ» (К-451, 1978), «70 лет ВЛКСМ» (К-512, 1988) и отдельно «60 лет шефства ВЛКСМ» (АПЛ К-524, 1982). На флоте имелись изумительный ракетоносец К-51 «Имени XXVI съезда КПСС» (с 1999 года «Верхотурье»), малый ракетный корабль «XX съезд ВЛКСМ» и совершенно чудовищный торпедный атомоход К-242 «50 лет Комсомольску-на-Амуре».

В морских частях Погранвойск КГБ водились сторожевые корабли «Имени XXVII съезда КПСС», «Имени 70-летия Погранвойск» и «Имени 70-летия ВЧК-КГБ» (позднее переименованные в РФ в «города» Орел и Псков), а также малые артиллерийские корабли «Имени 60-летия Октября», «Имени 60-летия ВЧК» и «Имени 60-летия Погранвойск».

ПСКР Имени 70-летия ВЧК-КГБ

Чем «провинились» корабли, названные в стилистике протокола отчетно-выборного собрания, понять решительно невозможно.

 

В рабочем беспорядке.

В целом Советский флот второй половины XX века придерживался сталинских норм каронимики, но все более своеобразно. Отдельную проблему составляло смешение основных классов боевых кораблей, начавшееся с внедрением на флот ракетного оружия. Однако беспорядка хватало и с поправкой на постепенное размывание понятия крейсера, эсминца или сторожевика.

Столицы союзных республик, дополненные традиционным «Ленинградом» и политически важным в брежневское время «Новороссийском», перекочевали на борта авианесущих крейсеров. Причем там же в дальнейшем образовались несистемные «Адмирал Кузнецов» (он же сначала «Рига», затем «Брежнев», затем – «Тбилиси») и «Ульяновск».

Почти полностью развалились крейсерские правила: в проекте 58 в одном ряду стояли «Грозный», «Варяг» и два «адмирала» (один из которых успел побыть «Владивостоком»). При этом «Грозный» остался с тех времен, когда серия считалась эсминцами и однородно именовалась прилагательными.

В серии БПК проекта 1134А можно найти и город («Кронштадт»), и адмирала империи («Адмирал Нахимов»), и советского адмирала («Адмирал Юмашев»), и сухопутного военачальника («Маршал Тимошенко»), и даже военачальника гражданской войны («Василий Чапаев»). В серии БПК проекта 1155 наблюдалась схожая картина, дополненная головным «Удалым». Ровная серия прилагательных в БПК проекта 61 открывалась головным «Комсомольцем Украины» и разбивалась крейсерскими «Красным Крымом» и «Красным Кавказом».

Более-менее однородной выглядели только «великолепная семерка» БПК проекта 1134Б, названная по городам, эсминцы проекта 956 (прилагательные с мелькнувшим «Московским комсомольцем»), да четверка атомных ракетных крейсеров проекта 1144 («Киров», «Калинин», «Фрунзе», «Юрий Андропов», впоследствии все равно переименованная.

Это, в принципе, было новой традицией: произвольно смешивать допустимые каронимы в серии. Основы этого подхода были заложены еще в конце 1940-х, в длинной серии артиллерийских крейсеров проекта 68-бис.

Еще одна характерная особенность позднесоветской каронимики – переименования кораблей, причем нередко еще до их ввода в строй. Эта политико-аппаратная неразбериха также не добавляла солидности именам, наносимым на борта.

Так, «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», задуманный как «Советский Союз» (вот он, осколок каронимики 1930-х) и заложенный как «Рига», успел на своем веку побыть «Леонидом Брежневым» и «Тбилиси». Его имя, к слову, должен был носить пятый атомный крейсер проекта 1144, сначала названный «Дзержинским». Ракетный крейсер «Адмирал флота Лобов» стал после смерти министра обороны «Маршалом Устиновым», его имя отошло запланированному «Комсомольцу» того же типа, а тот поделился своим с лодкой проекта 685 (которая погибнет весной 1989 года).

Но были и хорошие новости. Помимо «адмиралов», советский флот медленно возвращал имперские каронимы. Первыми стали города морской славы («Петропавловск», «Севастополь», «Очаков» и т.п.), потом появился «Варяг». Хорошо знакомая «Слава» возникла на головном крейсере проекта 1164, достойно сожаления, что в 1990-е это имя не удержалось на борту. Вернулись даже имперские победы, хотя крайне своеобразно: в 1960-е годы среди плавбаз подводных лодок проекта 1886 сиротливо образовались «Бородино» и «Гангут».

 

Стиль Советского флота.

Вкратце, по стилю советской каронимической системы можно сделать следующие замечания.

Революционный бардак в наименованиях заложил-таки несколько устойчивых традиций. В частности, ввел в оборот имена государственных деятелей и дал флоту в наследство ряд сочных каронимов.

Созданная в конце 1930-х система именования кораблей остается пока вершиной отечественного каронимического искусства. Ее аккуратное применение вкупе с «легализацией» части дореволюционных каронимов, что наметилось с конца 1940-х, могло сформировать новую устойчивую и сбалансированную традицию присвоения имен.

Однако начавшееся с 1960-х небрежение правилами этой системы привело к целому ряду негативных явлений. Сохраняя в целом традиции системы 1930-х, ВМФ СССР регулярно нарушал их в частностях. Помимо канцелярщины, самым большим «грехом» выглядит размывание связи между каронимом и классом корабля (адмиралы-крейсера и адмиралы-тральщики тому примером). Также смешивались разнотипные имена внутри однородных серий кораблей.

Тем не менее, по итогам советского периода в отечественной каронимике возникли и закрепились некоторые новые элементы. Среди них – воинские специальности, имена полководцев и государственных деятелей. Утвердился значительный, даже в чем-то чрезмерный, пласт географических имен.

Периодически предпринимались попытки вернуться к идеологически нейтральным именам царских времен. Правда, в позднем СССР так и не воспользовались традиционным для императорского флота корпусом побед русского оружия, а дореволюционных «адмиралов» вводили крайне дозировано. Не получили должного отражения и победы Красной армии на полях Великой Отечественной войны.

В целом каронимическая система СССР была оригинальной, поначалу стройной и в любом случае имела серьезный потенциал для творческого развития. Однако засилье канцелярщины, непоследовательность и отказ от продуманного соединения с дореволюционными традициями превратили ее в громоздкую эклектическую конструкцию, перегруженную сухим официозом.

В таком виде система и досталась в наследство ВМФ Российской Федерации.

Крейсер Слава, 1957 год, после капитального ремонта и модернизации.

Крейсер Молотов, после того, как нарком иностранных дел Вячеслав Михайлович Молотов впал в опалу, был переименован. Шутили, что «Вячеслав (Молотов)» стал просто «Славой».

 

РКР Варяг (пр. 1164) у берегов Сирии на боевой службе, 21 января 2016 г.

 

По материалам Константина Богданова (Lenta.ru) и Романа Скоморохова (Topwar.ru) с дополнениями и иллюстрациями.

 

Автор публикации

не в сети 2 года

CommanderAM

Комментарии: 562Публикации: 58Регистрация: 07-11-2016

Отправить ответ

37 Комментарий на "Каронимика кораблей Советского Военно-морского флота"

Войти с помощью: 
Сортировать по:   новые | старые | популярные
R1cro
Участник

И не спится человеку…

PS. Здоровская статья, спасибо!

StlDck
Участник

Как ты можешь читать эту книгу? Ведь в ней совершенно нет картинок!

Познавательно и с картинками. Спасибо автору.

quasiship
Участник

Зачем ТАРКРу дымоход таких ебических размеров? Он же атомный или где?

OctoberRiot
Участник

А в/на Ла-Манше подымить?

Михаил .
Участник

Для охлаждения же =)

Константин Сиваков
Участник

У него, емнип, пара обычный «котлов», как минимум, «на случай атомной войны» (с).

Да нет там, имхо, ничего «ебического»… достаточно глянуть на «дудки» какого-нибудь 61-го… ну или на «елду» у 1143… там да :-)

maxterhex
Участник

Это жи градирня!

_Rosomaxa___
Участник

Может во избежание излишнего задымления/завихрения/турбулентности у полётной палубы, шоб самолёты на посадке не завихряло?

ArdRaeiss
Участник

ТАРКР — это не авианесущий, а атомный ракетный. То есть «Орланы» 1144.

Эдуард Мартынов
Участник

Вопрос про Тяжелый Атомный Ракетный Крейсер. А не про то что ты подумал.

Oscar Parks
Участник

Две поправки, командующего 2ТОЭ звали Зиновий Петрович Рожественский ( не Рождественский). И он не «сдался японцам». Адмирал получил тяжелую контузию в первой фазе боя и не был в сознании в момент сдачи.

and072
Участник

Однако начавшееся с 1960-х ПРИнебрежение правилами этой системы привело к целому ряду негативных явлений

NoName
Участник

Интересно.
Спасибо!

Morlis
Участник

КР пр. 1164. … Ракетный крейсер «Адмирал флота Лобов» стал после смерти министра обороны «Маршалом Устиновым», …, Адмирал флота Лобов – Украина (достался Украине, не достроен)
После второго случая с переименованием корабля, изначально названного в честь его отца, сын адмирала капитан 1-го ранга Лобов, на тот момент начальник кафедры военно-морской истории ВВМУ им.М.В.Фрунзе, покончил с собой выстрелом в голову из табельного пистолета в своем служебном кабинете. Был искренним фанатом военной истории и очень хорошим преподом, но, что-то на этой почве его переклинило. Жаль…

Владимир Кондратьев
Участник

Линейные корабли новой постройки именовались по территориям (как в проекте 23: «Советский Союз», «Советская Россия», «Советская Белоруссия» и т.п.).

> Кремль — линкор 10 лвл.
Исторические консультанты блдь!
Какая игра такие и консультанты

Safer
Участник

За основную фотку, «Варяга», ТС отдельный лойс, как раз в 1988 году летом после первого курса был на нем на практике, при выходе из Стрелка , подымался по трапу из кубрика и из-за сильно бортовой качки не устоял на ногах и правая рука попала между переборкой и незакрепленной каким то долбоебом, ,дверью гальюна , чудом отделался только переломанным пальцем, так дверь не успела захлопнутся и от качки пошла в обратную сторону.

Dark Lighter
Участник

Спасибо, познавательно.

Крейсер Молотов, после того, как нарком

Кортинку не кажет. Остальные вроде видно.

OctoberRiot
Участник

Кажет. Дефрагментируйте шиндовс.

ArdRaeiss
Участник

Ага, тоже сперва глазами зацепился, перечитал — и тогда уже дошло что всё в порядке. Там одна картинка с двумя строками текста. Это — вторая из строчек.

Алексей
Участник

Спасибо!

Stormbird
Участник

«Грозный» — отличное название, кстати. Можно и как прилагательное читать, и как топоним :)

_darkhan
Редактор

И как историческую личность.

OctoberRiot
Участник

Хороший эсминец!

Христофор Врунгель
Участник

В таком виде система и досталась в наследство ВМФ Российской Федерации.

Которая полностью переняла и усугубила все достоинства и недостатки системы включая «засилье канцелярщины, непоследовательность и отказ от продуманного соединения с дореволюционными традициями» так и сохранив «громоздкую эклектическую конструкцию, перегруженную сухим официозом».

Эдуард Мартынов
Участник

Крепка была советская власть. За фотографии отдельное спасибо.

CEPBEP
Участник

Узнаю Ленту )) имерское — хорошо, советское плохо, российское ни то ни се.
За статью плюс, прочитал с интересом.
Эта фотка вообще отпад. Щас оба веера скинет на плоского)comment image

pptp78ec
Участник

Там всего лишь две торпеды на борт. Авианосцу будет ошшень плохо, но далеко не факт что утонет.

wpDiscuz
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 
Перейти на страницу
Вверх