Эсминцы Японии. Часть вторая. Минекадзе, Муцуки и их собратья.

Мы продолжаем наш рассказ о японских эскадренных миноносцах. И сегодня у нас на очереди – эсминцы 1-го и 2-го класса (миноносцы) постройки 20-х годов.

IJN Akikaze (Minekaze-class)

В 1918–1927 годах Японский флот пополнили три больших серии очень похожих эсминцев типов Минекадзе (15 единиц), Камикадзе (9 единиц) и Муцуки (12 единиц). Все они имели незначительно отличающееся стандартное водоизмещение, скорость 37-39 узлов, схожий двухтрубный силуэт с расположением орудий на возвышениях над главной палубой и первого торпедного аппарата – в характерном «провале» сразу после полубака, перед носовой надстройкой. Разница заключалась в том, что на первом типе стояли 45-калиберные орудия, на двух следующих – уже 50-калиберные, зато первый и второй тип имели по три двухтрубных 533-мм торпедных аппарата, а на Муцуки впервые появились трехтрубные 610-мм аппараты. Все три серии приняли активное участие во Второй мировой войне, причем большинство эсминцев типа Минекадзе уже к началу войны были перестроены в так называемые быстроходные транспорты с сохранением двух орудий ГК и одного торпедного аппарата. В те же годы были построены и 2 серии похожих на них, но уменьшенных эсминцев 2-го класса, типов Моми и Вакатаке.

 

Тип Minekaze.

IJN Minekaze, в 1920  и 1941 годах

Водоизмещение нормальное 1345 т, полное 1650 т.

Длина 102,5 м (99,5 м по в/л). Ширина 9,04 м. Осадка 2,9 м.

Механизмы: 4 котла Кампон, 2 ТЗА Парсонс.

Мощность и скорость: 38500 л.с., 39 узлов.

Запас топлива 395 т. Дальность плавания 3600 миль (14 узлов).

Артиллерия: четыре 120-мм, два 7,7-мм пулемета.

Торпеды: шесть 533-мм (3×2).

Мины: 20.

Экипаж: 148 человек.

Akikaze. Мицубиси, Нагасаки. Заложен в 1920 г., вступил в строй в 1921 г., потоплен 3.11.1944 г.

Hakaze. Мицубиси, Нагасаки. 1918 – 1920 – потоплен 23.01.1943 г.

Hokaze. Гос. верфь Майдзуру. 1920 – 1921 – потоплен 6.07.1944 г.

Minekaze. Гос. верфь Майдзуру. 1918 – 1920 – потоплен 10.02.1944 г.

Nadakaze (P-2). Гос. верфь Майдзуру. 1920 – 1921 – потоплен 25.07.1945 г.

Namikaze. Гос. верфь Майдзуру. 1921 – 1922 – передан Китаю 3.10.1947 г.

Nokaze. Гос. верфь Майдзуру. 1921 – 1922 – потоплен 20.02.1945 г.

Numakaze. Гос. верфь Майдзуру. 1921 – 1922 – потоплен 19.12.1943 г.

Okikaze. Гос. верфь Майдзуру. 1919 – 1920 – исключен в 1948 г.

Sawakaze. Мицубиси, Нагасаки. 1918 – 1920 – исключен в 1948 г.

Shimakaze (P-1). Гос. верфь Майдзуру. 1920 – 1920 – потоплен 13.01.1943 г.

Shiokaze. Гос. верфь Майдзуру. 1920 – 1921 – потоплен 17.02.1944 г.

Tachikaze. Гос. верфь Майдзуру. 1920 – 1921 – исключен в 1947 г.

Yakaze. Мицубиси, Нагасаки. 1918 – 1920 – исключен в 1947 г.

Yukaze. Мицубиси, Нагасаки. 1920 – 1921 – передан Англии в 1947 г.

IJN Yakaze, 1922 год

Океанские эсминцы 1-го класса. Строились по базовому проекту F-41, ставшему основой для трех последующих серий. Эсминцы данного типа открывали новый этап японского кораблестроения, который ознаменовал переход от прямого копирования иностранных образцов или подражания последним к собственным проектам.

Во внешнем виде этой и нескольких последующих серий японских эсминцев явно проявилось германское влияние, так как расположение торпедного аппарата между срезом короткого полубака и мостиком до этого было характерно для кораблей Германии и Австро-Венгрии и другими странами не применялось. Только вместо двух одиночных разнесенных по бортам аппаратов японские конструкторы применили один спаренный. Это позволяло вести стрельбу торпедами в ранее недоступном носовом секторе, однако в плохую погоду аппарат подвергался сильному заливанию, что было довольно существенным недостатком для кораблей, предназначенных для океанской службы.

533-мм торпеды обладали 203-кг боезарядом и дальностью хода 15 500 м на 27 узлах или 7000 м на 37 узлах. Спаренные аппараты имели электромоторы для наведения, но сохранили ручное заряжание.

Четыре 120-мм 45-калиберных орудия располагались в следующем порядке – одно на носу, по одному впереди и позади второй трубы, одно на кормовой надстройке. Размещение артиллерии нельзя признать идеальным, в нос и в корму могло стрелять только по одному орудию, а средние вели огонь только в узких секторах, ограниченных дымовыми трубами.

Минекадзе и его систершипы стали первыми серийными японскими эсминцами, оснащенными турбинами с зубчатой передачей. Силовая установка, состоявшая из четырех котлов Кампон и двухступенчатых ТЗА, размещенных в одном отсеке между орудием №3 и кормовым торпедным аппаратом, развивала мощность 38500 л.с. Этого хватало для достижения проектных 39 узлов, а Симакадзе на испытаниях перешагнул за 40-узловую отметку. Современные им американские эсминцы (типов Wickes и Clemson) оснащались 27000-сильными силовыми установками и при примерно том же водоизмещении развивали максимум 34-35 узлов. Запас топлива японских кораблей превосходил аналогичные показатели британских адмиралтейских эсминцев и американских четырехтрубников, но дальность плавания все же была на 25% меньше, чем у последних, вследствие меньшей эффективности турбин.

Последние три эсминца отличались размещением вооружения. Орудие №3 поменяли местами с кормовым прожектором и поставили на кормовую надстройку, рядом с орудием №4. Это расширило сектор огня, однако из-за того, что не были перепланированы погреба, упала скорострельность.

После вступления в строй эскадренных миноносцев «специального типа» (Fubuki) все предыдущие типы причислили к разряду устаревших, и в период с 1937 по 1941 годы их переоборудовали для различных нужд.

В 1937 году Якадзе был пере оборудован в Куре в корабль управления радиоуправляемого корабля-мишени Сетцу, и его вооружение уменьшили до двух 120-мм орудий, сняв все торпедные аппараты. В сентябре 1942 года он сам стал кораблем-целью. При этом ему для самообороны оставили только одну 50-мм пушку и четыре 25-мм автомата.

На остальных в 1937-38 годах примерно на 100 т уменьшили запас топлива, усилили корпуса и установили козырьки на дымовые трубы, при этом водоизмещение выросло до 1552 т, а скорость упала до 36 узлов. На Нокадзе, Нумакадзе и Намикадзе аналогичные работы провели в 1939 году, после окончания их водоизмещение составило 1692 т, а скорость 34,5 узлов.

Окикадзе в 1938 году разоружили и вывели из состава флота. Но с началом войны в 1941 году он снова стал эсминцем с прежним вооружением.

Симакадзе и Надакадзе в 1939-40 гг. переоборудовали в патрульные корабли (P-1 и P-2) с вооружением из двух 120-мм орудий, десяти 25-мм автоматов, двух 533-мм торпедных аппаратов и 16 глубинных бомб. Водоизмещение составило (стандартное/полное) 1390/1700 т. К концу 1941-го года их переделали в носители десантных катеров типа Дзайхацу, при этом сняли еще одно орудие. Корабли могли принимать два десантных катера и 250 десантников. Носовые котлы сняли, и в результате этого мощность упала до 19 500 л.с., а скорость до 20 узлов. К 1944 году на уцелевших кораблях зенитное вооружение было доведено до тринадцати-двадцати 25-мм автоматов.

Намикадзе, тяжело поврежденный в результате подрыва на мине в сентябре 1944 года, был переоборудован в носитель человекоуправляемых торпед Кайтен. Его корму срезали до ватерлинии, а носовой котел сняли, что уменьшило скорость до 28 узлов. Имея одно 120-мм орудие, двенадцать 25-мм автоматов и восемь пулеметов, он нес два Кайтена.

Секадзе, поврежденный в январе 1945 г., планировали переоборудовать подобным же образом, но с четырьмя Кайтенами и цистерной с 50 тоннами топлива для них, однако до конца войны работы завершить не успели.

Савакадзе и Юкадзе в 1945 году реши ли переоборудовать в корабли противовоздушного дозора. На Сиокадзе и Юкадзе установили радары типа 13, а на Савакадзе – типа 22. Последний лишился торпедных аппаратов и вместо орудия №3 получил в качестве эксперимента девятиствольную пусковую установку 150-мм противолодочных ракет. Его остальное вооружение состояло из одного 120-мм орудия (№4) и десяти 25-мм автоматов. Скорость уменьшилась до 16 узлов.

IJN Sawakaze, 1945 год

(Обратите внимание на 150-мм 9-ствольную установку ракет ПЛО на носу вместо орудия №1)

Первый боевой опыт корабли данного типа получили в китайских водах. В начале 1931 года 4-й дивизион эсминцев (Татикадзе, Нокадзе, Акикадзе и Хакадзе) вошел в состав Китайской эскадры. Вскоре к ним присоединились Намикадзе, Нумакадзе и Нокадзе, входившие в состав 1-го дивизиона 2-й эскадры эсминцев.

В ходе войны на Тихом океане этот тип использовался в основном для эскортной службы и понес тяжелые потери, типичные для всех японских эскадренных миноносцев. Большинство из них стали жертвами американских подводных лодок. Первой потерей среди эсминцев данного типа стал патрульный корабль №1 — бывший Симакадзе. В несчастливое число — 13 января 1943 г. его торпедировала и потопила юго-западнее Кавиенга американская подводная лодка Guardfish. В том же году погибло еще несколько кораблей. Окикадзе был потоплен Trigger в своих водах в 35 милях от Йокосуки, Хакадзе – Guardfish у Новой Ирландии, в 15 милях от Кавиенга, а Нумакадзе – Greyback у Окинавы. 1944 год стал роковым для Минекадзе, потопленного Pogie у Формозы. Акикадзе торпедировала Pintado западнее Лусона, Хокадзе потопила Paddle в море Целебес.

Два эсминца стали жертвами авиации TF 38 – Татикадзе погиб в результате налета на атолл Трук в феврале 1944-го, а Якадзе был тяжело поврежден во время налета на Йокосука в июле 1945-го.

Надакадзе, ставший патрульным кораблем №2, торпедировала и потопила у Рабаула 25 июля 1945 года британская подлодка Stubborn.

Сиокадзе тяжело повредила американская авиация в Тайбее на Формозе, но затем его восстановили в качестве носителя человеко-торпед.

Сиокадзе, Юкадзе и Намикадзе предназначались для передач по репарациям, но только последний 3 октября 1947 года был передан Китаю как Шень Янь, а остальные сдали на разборку.

IJN Minekaze (рисунок WoWS)

 

Тип Kamikaze.

IJN Asanagi, 1934 год, Осака

Водоизмещение нормальное 1400 т, полное 1720 т.

Длина 102,5 м (99,6 м по в/л). Ширина 9,1 м. Осадка 2,9 м.

Механизмы: 4 котла Кампон, 2 ТЗА Парсонс.

Мощность и скорость: 38500 л.с., 37,3 узлов.

Запас топлива 420 т. Дальность плавания: 3600 миль (14 узлов).

Артиллерия: четыре 120-мм (4×1), и два 7,7-мм пулемета.

Торпеды: шесть 533-мм (3×2).

Экипаж 148 человек.

Asakaze. Мицубиси, Нагасаки. Заложен в 1922 г., вступил в строй в 1923 г., потоплен 23.08.1944 г.

Asanagi. Фудзинагата, Осака. 1923 – 1924 – потоплен 22.05.1944 г.

Harukaze. Гос. верфь Майдзуру. 1922 – 1923 – исключен в 1947 г.

Hatakaze. Гос. верфь Майдзуру. 1923 – 1924 – потоплен 15.01.1945 г.

Hayate. Исикавадзима, Токио. 1922 – 1925 – потоплен 11.12.1941 г.

Kamikaze. Мицубиси, Нагасаки. 1921 – 1922 – исключен в 1947 г.

Matsukaze. Гос. верфь Майдзуру. 1922 – 1924 – потоплен 9.06.1944 г.

Oite. Урага, Токио. 1923 – 1925 – потоплен 17.02.1944 г.

Yunagi. Гос. верфь Сасебо. 1923 – 1925 – потоплен 25.08.1944 г.

Заказаны, но постройка отменена –  Okaze, Tsumikaze.

IJN Asanagi

Строились по программе 1921-22 годов как вторая группа типа Минекадзе. Для компенсации возросшего верхнего веса из-за переоборудования мостика была слегка увеличена их ширина. Эсминцы получили новые паровые турбины с двумя ступенями крейсерского хода (все предыдущие ТЗА, начиная с Таникадзе, имели одну такую ступень). Мощность осталась прежней, а из-за увеличившегося водоизмещения скорость упала до 37,25 узлов. Вооружение повторяло тип Минекадзе, только размещалось так, как на трех последних единицах предыдущего проекта, за исключением того, что пулеметы переместились на крылья мостика. Эсминцы имели оборудование для минных постановок и траления.

Сначала заказали 11 единиц, но после подписания Вашингтонского соглашения постройку двух (Окадзе и Цумикадзе) отменили. Все корабли при вступлении в строй получили номера взамен названий (при этом эсминцы 1-го класса получали нечетные номера, 2-го – четные), однако в 1928 г. вернулись к прежней системе имен.

В течение 1941-42 годов на кораблях 120-мм орудие №4 было снято вместе с кормовым торпедным аппаратом, благодаря чему усилили зенитное вооружение десятью 25-мм автоматами. Установили четыре бомбомета и 18 глубинных бомб на скатах. Водоизмещение возросло до 1523 тонн, а скорость уменьшилась. Зенитное вооружение на находившихся в строю кораблях постоянно усиливалось, и к 1944 году количество 25-мм автоматов колебалось от тринадцати до двадцати (плюс четыре 13,2-мм пулемета). К тому времени скорость составляла 35 узлов или меньше.

Первым вступил в строй Камикадзе и он стал флагманом 1-го дивизиона эсминцев, действовавших в китайских водах. К подобного рода операциям во второй половине 30-х годов привлекались практически все корабли этого типа.

К началу войны на Тихом океане из этих кораблей состояло два дивизиона эсминцев Объединенного флота: 5-й (Асакадзе, Харукадзе, Хатакадзе, Мацукадзе) и 29-й (Оите, Хаяте, Юнаги, Асанаги). 5-й дивизион принимал участие во вторжении на Филиппины в декабре 41-го, а затем на Малайю в январе 1942-го. Эсминцы участвовали в оккупации Голландской Ост-Индии в феврале-марте 1942 года, когда Харукадзе был поврежден крейсерами HMAS Perth и USS Houston. Асакадзе и Хатакадзе провели успешную контратаку, потопив оба неприятельских крейсера.

В апреле дивизион эскортировал конвои, на которых переправлялись войска для стремительного захвата Рангуна. 29-й дивизион был включен в ударное соединение, предназначенное для захвата атолла Уэйк. Маленький американский гарнизон оказал неожиданно упорное сопротивление. Хаяте, поврежденный американской береговой батареей и выбросившийся на берег, стал первым японским кораблем, погибшим во второй мировой войне.

После Уэйка остальные эсминцы дивизиона перешли в январе в Рабаул, а в марте в Лаэ, где Асанаги и Юнаги получили повреждения во время налета самолетов с американских авианосцев Йорктаун и Лексингтон. В мае Асанаги и Оите участвовали в высадке у Порт-Морсби.

В июле 1942 г., после поражения у Мидуэя, Объединенный флот был реорганизован, и 29-й дивизион вошел в состав 4-го флота, базировавшегося на Трук. Действуя оттуда, эсминцы оказывали поддержку войскам на Новой Гвинее. В августе Юнаги участвовал в бою у острова Саво, а чуть позже вместе с Асанаги и Оите обстреливал укрепления на острове Науру. Все они принимали участие в транспортных рейсах на Соломоновы острова («Токийский экспресс»).

В сентябре 1943 года Оите был поврежден торпедой с американской подводной лодки Gudgeon и не участвовал в боевых действиях до февраля следующего года. Вскоре после окончания ремонта, 17 февраля 1944 г. он был потоплен во время набега американских авианосцев на Трук. Уцелевший после атаки первой волны ударных самолетов, эсминец занимался спасением экипажей погибшего крейсера Агано. После налета второй волны, получив прямое попадание авиабомбы, Оите быстро затонул.

В мае Асанаги стал жертвой торпеды с американской ПЛ Pollack у атолла Бонин, а в следующем месяце в том же районе Мацукадзе был потоплен ПЛ USS Swordfish. Асакадзе и Юнаги также были потоплены подлодками (USS Haddo и Picuda) в августе у Лусона. Под занавес войны авиация TF 38 потопила Хатакадзе у Такао (Формоза).

Камикадзе и Харукадзе пережили войну, но последний был дважды серьезно поврежден: 4 ноября 1944 г. на мине и 21 января 1945 г. авиацией у Формозы. Приведенный в Сасебо, он простоял там не отремонтированным до конца войны. Камикадзе, предназначенный для передачи по репарациям, сел на мель 7 июня 1946 года и был разобран.

 

Тип Mutsuki.

IJN Mutsuki, в 1926 и 1941 году

Водоизмещение стандартное 1315 т, полное 1772 т.

Длина 100,5 м (97,54 м по в/л). Ширина 9,16 м. Осадка 2,96 м.

Механизмы: 4 котла Кампон, 2 ТЗА Парсонс (кроме Yayoi и Nagatsuki).

Мощность и скорость: 38500 л.с., 37,25 узлов.

Запас топлива 420 т. Дальность плавания: 4000 миль (15 узлов).

Артиллерия: четыре 120-мм (4×1), два 7,7-мм.

Торпеды: шесть 610-мм (2×3).

Мины: 16.

Противолодочное вооружение: 18 глубинных бомб.

Экипаж 150 человек.

Fumizuki (№ 29). Фудзинагата, Осака. Заложен в 1924 г., вступил в строй в 1926 г., потоплен 17.02.1944 г.

Kikuzuki (№ 31). Косакубу. 1925 – 1926 – потоплен 4.05.1942 г.

Kisaragi (№ 21). Гос. верфь Майдзуру. 1924 – 1925 – потоплен 11.12.1941 г.

Mikazuki (№ 32). Гос. верфь Сасебо. 1925 – 1927 – потоплен 28.07.1943 г.

Minazuki (№ 28). Урага, Токио. 1925 – 1927 – потоплен 6.06.1944 г.

Mochizuki (№ 33). Урага, Токио. 1926 – 1927 – потоплен 24.10.1943 г.

Mutsuki (№ 19). Гос. верфь Сасебо. 1924 – 1926 – потоплен 25.08.1942 г.

Nagatsuki (№ 30). Исикавадзима, Токио. 1925 – 1927 – потоплен 6.07.1943 г.

Satsuki (№ 27). Фудзинагата, Осака. 1924 – 1925 – потоплен 21.09.1944 г.

Uzuki (№ 25) Исикавадзима, Токио. 1924 – 1926 – потоплен 12.12.1944 г.

Yayoi (№ 23). Урага, Токио. 1924 – 1926 – потоплен 11.09.1942 г.

Yuzuki (№ 34). Фудзинагата, Осака.1926 – 1927 – потоплен 12.12.1944 г.

Корабли, построенные по программе 1923 года, представляли собой улучшенный тип Камикадзе. Двенадцать единиц были заказаны как №№ 19, 21, 23, 25, 27, 34. Заказ на дополнительные 9 единиц аннулировали. После № 27 ввели сквозную нумерацию для 1-го и 2-го классов эсминцев. Все корабли вступили в строй под номерами, но в 1928 году получили имена.

Эсминцы типа Муцуки стали последними, на которых торпедный аппарат устанавливался перед носовой надстройкой. Но зато сами аппараты стали трехтрубными, а их калибр увеличился до 24 дюймов (610 мм). Эти торпеды существенно превосходили все зарубежные аналоги. При весе боевой части 300 кг они могли пройти 18000 м на 27 узлах или 10 000 м на 37 узлах. Применение трехтрубных аппаратов позволило сократить их число при сохранении количества торпед в бортовом залпе (по сравнению с установкой двух разнесенных по бортам аппаратов). В то же время увеличилось свободное палубное пространство. Остальное вооружение осталось как на типе Камикадзе. Все эсминцы снабжались тральным оборудованием и минными рельсами.

Водоизмещение и длина по ватерлинии были увеличены, причем последняя из-за применения новой формы форштевня с двойным изломом, на долгие годы ставшим визитной карточкой японских кораблей.

Силовая установка осталась без изменений, только на двух единицах — № 30 (Нагацуки) и № 23 (Яой), применили турбины французских проектов, Золи на первом и Рато на втором. На испытаниях в апреле 1927 г. № 30 развил 36,5 узлов при мощности 40787 л.с. При полном водоизмещении скорость заметно снижалась — примерно до 33,25 узлов.

Половину эсминцев данного типа – Сацуки, Микадзуки, Фумидзуки, Нагацуки, Кикудзуки и Микадзуки реконструировали в 1935-36 гг. На них укрепили корпуса, установили козырьки на дымовые трубы и защитные щитки на торпедные аппараты.

В 1941-42 годах большая часть кораблей были переоборудованы в быстроходные транспорты, а их вооружение уменьшилось до двух 120-мм орудий и десяти 25-мм автоматов. Торпедные аппараты при этом сохранялись (позже у части кораблей сняты), а заградительное и тральное оборудование сняли и дополнительно установили по 4 бомбомета с 36 глубинными бомбами. Грузы размещались на верхней палубе. Водоизмещение при этом возросло до 1590/1913 т, а максимальная скорость упала до 34 узлов.

К июню 1944 года на немногих уцелевших кораблях зенитное вооружение увеличили до десяти 25-мм автоматов и пяти 13-мм пулеметов.

Начавшаяся война в Китае потребовала больших усилий от флота. В состав сформированной Китайской эскадры вошел 30-й дивизион эсминцев (Муцуки, Кисараги, Яой, Удзуки). К моменту вступления Японии во Вторую мировую войну все корабли данного типа покинули китайские воды и вошли в состав Объединенного флота. 30-й дивизион (в составе которого теперь числился Мотидзуки) 6-й эскадры эсминцев был задействован в операции по захвату Уэйка в декабре 1941 года, а Кикудзуки, Удзуки и Юдзуки в составе 23-го дивизиона осуществляли поддержку.

11 декабря Кисараги был атакован истребителями F4F Wildcat эскадрильи VMF-211 КМП США, базировавшейся на острове. Пулеметная очередь (по другим данным, упавшая рядом в воду и взорвавшаяся бомба) вызвала взрыв сложенных на корме глубинных бомб, отчего корабль быстро затонул, став вторым погибшим в войне японским эсминцем.

Сацуки, Минадзуки, Фумидзуки и Нагацуки (22-й дивизион эсминцев) с декабря 1941-го по январь 1942-го участвовали в кампании в Малайе. Начиная с февраля все дивизионы использовались в водах Голландской Ост-Индии. В мае Удзуки, Муцуки, Мотидзуки и Яой действовали у Новой Гвинеи, а Кикудзуки и Юдзуки у Тулаги. В гавани этого атолла Кикудзуки был потоплен пикировщиками SBD Dauntless с американского авианосца Йорктаун. Юдзуки получил тяжелые повреждения в ходе сражения в Коралловом море, командир и часть экипажа погибли.

После реорганизации флота в июле 1942 года Юдзуки вошел в состав 29-го дивизиона эсминцев 4-го флота, базировавшегося на Трук, а 30-й дивизион (в состав которого вернулся Удзуки) был передан 8-му флоту. В июле Удзуки поврежден авиацией у Новой Гвинеи, но уже 2 августа смог принять участие в обстреле Гуадалканала вместе с Муцуки и Яой. Во время отхода Муцуки тяжело повредили бомбардировщики В-17 авиации США в 40 милях от острова Сан Изабель. Экипаж оставил безнадежный корабль, и торпеда с Яой пустила его на дно. В сентябре американские B-17 и австралийские Хадсоны потопили и Яой у Новой Британии.

Большинство уцелевших эсминцев продолжило свою службу в сражениях на Соломоновых островах, где они использовались в основном как быстроходные транспорты для доставки снабжения гарнизонам на побережье. В ночь на 5 июля 1943 г. Мотидзуки, Минадзуки и Хамакадзе успешно высадили войска в заливе Кула, потопив при этом торпедой американский эсминец USS DD-467 Strong (типа Fletcher). Чтобы развить успех, следующей ночью к ним присоединились Сацуки и Нагасуки. Корабли вновь обнаружили американцы. В последующем бою японцам удалось потопить крейсер USS Helena, но Нагацуки получил тяжелые повреждения и выбросился на берег у порта Бамбари, где в тот же день его добила американская авиация.

27 июля Микадзуки сел на мель у м. Глочестер и на следующий день был добит бомбардировщиками В-25. В октябре Мотидзуки стал следующей жертвой авиации корпуса морской пехоты, потопившей его в 90 милях юго-западнее Рабаула.

Более половины кораблей данного класса погибли до конца 1943 года, остальные в течение следующего. Сначала Фумидзуки потоплен у Трука самолетами с авианосца Энтерпрайз. В июне Минадзуки, входивший в состав сил, оборонявших Марианские острова, торпедировала и потопила у Таракана в море Целебес ПЛ USS Harder. Это была единственная для этого типа кораблей потеря от подводных лодок. Удзуки также привлекался для выше упомянутой операции, но смог уцелеть.

В сентябре авианосными самолетами TF 38 в Манильской бухте был потоплен Сацуки. Таким образом, из этого типа осталось только два корабля, но ни тот, ни другой не уцелели до конца войны. Во время морского боя севернее Себу Удзуки и Юдзуки были повреждены американским эсминцем USS DD-606 Coghlan (типа Benson/Bristol), а затем Удзуки добили торпедные катера РТ-490 и РT-492, а Юдзуки в тот же день – авиация корпуса морской пехоты.

 

Тип Momi.

IJN Momi

Водоизмещение нормальное 850 т, полное 1020 т.

Длина 85,12 м (83,6 м по в/л). Ширина 7,9 м. Осадка 2,4 м.

Механизмы: 3 котла Кампон, 2 ПТУ Парсонс.

Мощность и скорость: 21500 л.с., 36 узлов.

Запас топлива 240 т. Дальность плавания: 3000 миль (15 узлов).

Артиллерия: три 120-мм (3×1), два 7,7-мм пулемета.

Торпеды: четыре 533-мм (2×2).

Экипаж 110 человек.

Aoi. Кавасаки, Кобе. Заложен в 1920 г., вступил в строй в 1920 г., потоплен 23.12.1941 г.

Ashi. Кавасаки, Кобе. 1921 – 1921 – слом в 1947 г.

Fuji. Фудзинагата, Осака. 1920 – 1921 – потоплен 17.05.1945 г.

Hagi. Урага, Токио. 1920 – 1921 – потоплен 23.12.1941 г.

Hasu. Урага, Токио. 1921 – 1922 – слом в 1946 г.

Hishi. Урага, Токио. 1921 – 1922 – слом в 1942 г.

Kaki. Урага, Токио. 1919 – 1920 – слом в 1947 г.

Kaya. Гос. верфь Йокосука. 1919 – 1920 – исключен в 1932 г.

Kiku. Кавасаки, Кобе. 1920 – 1920 – потоплен 30.03.1944 г.

Kuri. Гос. верфь Куре. 1919 – 1920 – потоплен 8.10.1945 г.

Momi. Гос. верфь Йокосука. 1919 – 1919 – исключен в 1932 г.

Nashi. Кавасаки, Кобе. 1919 – 1919 – исключен в 1939 г.

Nire. Гос. верфь Куре. 1919 – 1920 – слом в 1948 г.

Sumire. Исикавадзима, Токио. 1921 – 1923 – слом в 1948 г.

Susuki. Исикавадзима, Токио. 1921 – 1921 – потоплен 3.07.1944 г.

Tade. Фудзинагата, Осака. 1922 – 1922 – потоплен 23.04.1943 г.

Take. Кавасаки, Кобе. 1919 – 1919 – слом в 1947 г.

Tsuga. Исикавадзима, Токио. 1919 – 1920 – потоплен 15.01.1945 г.

Tsuta. Кавасаки, Кобе. 1921 – 1921 – потоплен 2.09.1943 г.

Warabi. Фудзинагата, Осака. 1921 – 1921 – затонул 24.08.1927 г.

Yomogi. Исикавадзима, Токио. 1922 – 1922 – потоплен 25.11.1944 г.

2 фото IJN Fuji, 6 марта 1935 года, Тянцзинь

Эскадренные миноносцы 2-го класса. Строились тремя группами по программам 1918 г. – 8 единиц (Моми, Кая, Нире, Наси, Таке, Каки, Кури, Цуга), 1919 г. – 5 единиц (Фудзи, Кику, Аой, Хаги, Сусуки) и 1920 г. – 8 единиц (Аси, Цута, Вараби, Хасу, Хиси, Сумире, Емоги, Таде). Являясь развитием типа Момо, проект основывался на его общей компоновке. Планировка машинно-котельных отделений и размещение орудий на типе Моми повторяли аналогичные на английских эсминцах серии S. Новизна проекта не ограничивалась внешним видом. Впервые эсминцы 2-го класса получили на вооружение 533-мм торпеды в 2-хтрубных аппаратах, как на типе Минеказе. Артиллерийское вооружение состояло из трех 120-мм 45-калиберных орудий в одиночных установках со щитами. Использование британского опыта привело к неудачному расположению орудия №2, сектор огня которого ограничивался трубами. Эсминцы снабжались тральным оборудованием и съемными минными рельсами.

Энергетическая установка состояла из двух турбин прямого действия системы Парсонса, только на Сумире и Емоги в порядке эксперимента были установлены турбины французского типа Золи. Значительный рост мощности мог дать существенную прибавку в скорости до 36 узлов. Однако, на испытаниях немногие корабли достигли этого показателя, например, Кури развил всего 35,2 узлов. Из трех котлов типа Кампон один располагался в носовом и два в кормовом котельных отделениях. Дымоходы от двух первых объединялись в единую дымовую трубу. Хотя мореходность не позволяла эсминцам действовать в открытом океане, в прибрежных водах они показали себя хорошо.

При закладке Вараби переименовали в Токо, а Таде – в Фуйо.

Первые небольшие модернизации провели в середине 20-х годов. Прежде всего, была улучшена система управления огнем. На ходовом мостике установили дальномер. Находившийся там прожектор перенесли на площадку за второй трубой, где ранее стоял пулемет, а оба пулемета разместились на первом ярусе носовой надстройки. После окончания работ корабли типа Моми стали практически идентичны кораблям следующей серии типа Вакатаке. В 1937 г. на семи единицах (Фудзи, Сусуки, Хиси, Хасу, Цука, Емоги, Таде) увеличили высоту дымовых труб и установили на них козырьки.

К моменту вступления Японии во Вторую мировую войну только Хасу, Кури и Цуга сохранили свою принадлежность к классу эсминцев. С них снималось тральное оборудование, а минные рельсы были заменены бомбосбрасывателями с 36 глубинными бомбами. В 1942-43 гг. установили 4 бомбомета.

В 1939 г. девять эсминцев переоборудовали в патрульные корабли ПЛО. Их вооружение состояло из двух 120-мм орудий, шести 25-мм автоматов и 60 глубинных бомб. Носовой котел демонтировали и вместо него для улучшения остойчивости в трюм уложили балласт и разместили дополнительный запас топлива. Благодаря этому увеличилась дальность плавания. Также смонтировали гидроакустическую аппаратуру. Водоизмещение увеличилось до 935/1162 тонн, мощность снизилась до 12000 л.с., а скорость до 18 узлов.

Во время войны на № 31 (бывший Кику) зенитное вооружение усилилось: дополнительно поставили два 25-мм автомата. Остальные семь (к тому времени погиб Хаси) в 1942-43 гг. переоборудовали в носители 14-метровых десантных катеров типа Дзайхацу. Надводный борт в кормовой части срезали до ватерлинии, чтобы обеспечить последним плавный спуск на воду. Корабли могли нести по одному катеру, 150 десантников или 18 глубинных бомб.

Еще пять единиц в 1940 г. переоборудовали в учебные корабли. С них сняли носовой торпедный аппарат и одну-две 120-мм пушки. Носовое котельное отделение ликвидировали, водоизмещение уменьшилось до 755 т, мощность до 7000 л.с., а скорость до 14 узлов. Зенитное вооружение не устанавливалось, так как их предполагалось использовать в зоне береговой ПВО.

Осу и Митака (бывшие Каки и Сумире) в 1944 г. полностью разоружили, а на их палубах соорудили обширные деревянные надстройки, в которых разместились учебные классы.

После вступления в строй эсминцы типа Моми стали основой японских миноносных сил. Основным районом их деятельности стали прилегающие к метрополии воды Восточно-Китайского, Японского и Желтого морей. Напряженная боевая подготовка нередко приводила к катастрофам. В частности, 24 августа 1927 г. Вараби погиб при столкновении с крейсером Дзинцу у Майдзуру. Погибло 106 членов экипажа.

Ко времени начала активных боевых действий в Китае два дивизиона, составленных из эсминцев этого типа: 15-й (Фудзи, Хаги, Сусуки, Цута) и 27-й (Аси, Хиси, Сумире) входили в состав 1-й эскадры эскадренных миноносцев, а 28-й дивизион (Таде, Хасу, Емоги) находился в составе Китайской эскадры.

Ограничения тоннажа, отводимого под новое строительство Вашингтонским и Лондонским морскими договорами, заставили японский Морской Генеральный штаб выводить эсминцы 2-го класса из боевого состава, чтобы высвободить лимит под более совершенные корабли. Двадцать единиц данного типа съедали 17 000 тонн, которых хватало на флотилию современных эсминцев. В 1932-39 гг. из состава флота исключили Моми, Кая, Наси, Каки, Нире, Таке, Сумире и Аси. Но на слом пошли только три первых, остальные в 1940 г. переклассифицировали в тендеры. Затем японцы решили не избавляться от еще не старых кораблей, а использовать их для других нужд. Таким образом, в 1939-1940 годах девять единиц переоборудовали в патрульные корабли. Вместо названий они получили номера: Кику № 31, Фудзи № 36, Аой № 32, Хиси № 37, Хаги № 33, Емоги № 38, Сусуки № 34, Таде № 39, Цута № 35.

В ходе войны на Тихом океане почти все корабли были потеряны. 23 декабря 1941 г. во время высадки десанта на атолл Уэйк выбросились на берег и были уничтожены береговой артиллерией № 32 и № 33. Месяц спустя № 37 потопили артиллерией американские эскадренные миноносцы USS DD-225 Pope и USS DD-218 Parrott (типа Clemson) у Баликпатана. Позже его подняли и сдали на слом. 6 марта следующего года № 34 получил тяжелые повреждения при столкновении с кораблем-мишенью Якадзе (бывший эсминец типа Минекадзе). Его отбуксировали на Трук для ремонта, который так и не завершили. 3 июля 1944 г. там его потопила американская палубная авиация. 23 апреля сопровождавший конвой № 39 был потоплен американской ПЛ Seawolf северо-восточнее Формозы. В начале сентября американская армейская авиация потопила № 35 в гавани Лаэ на Новой Гвинее. Остальные стали жертвами широкомасштабного американского наступления 1944 года. 30 марта авианосные самолеты TF 58 потопили № 31 в районе о. Палау. Торпеды подлодки USS Atule пустили на дно № 38 севернее м. Энганьо на о. Лусон.

Пережить войну удалось только № 36. 17 мая 1945 г. его повредили в Сурабайе самолеты с британского авианосца Илластриес и американского Саратога. Там он и капитулировал, а затем был передан Голландии и в 1947 году разобран.

Три корабля участвовали в войне в качестве эсминцев. Использовались они «на вторых ролях», благодаря чему им удавалось долгое время избегать торпед и бомб противника. Первая потеря имела место только 15 января 1945 года, когда самолеты TF 38 потопили Цуга в гавани Макунга на Пескадорских островах. Кури и Хасу капитулировали в сентябре, но первому не повезло, 8 октября он подорвался на мине у корейского порта Пусан. Второй, поврежденный 16 января авиацией в Гонконге, был захвачен во время ремонта в Циндао и в 1946 г. переведен в Сасебо на разборку.

Пять единиц, исключенных из состава флота и низведенных до уровня тендеров, в 1944-1945 гг. переоборудовали в учебные корабли. Четыре из них сменили названия (Нире стал Томариура № 1, Аси – Томариура № 2, Сумире – Митака, Каки – Осу). Лишь Таке сохранил свое имя. Они использовались для подготовки специалистов по торпедному и противолодочному вооружению. Все они благополучно пережили войну и пошли на слом в 1947-48 годах.

 

Тип Wakatake.

IJN Uri (Wakatake)

Водоизмещение нормальное 900 т, полное 1100 т.

Длина 85,3 м (83,8 м по в/л). Ширина 8 м. Осадка 2,5 м.

Механизмы: 3 котла Кампон, 2 ТЗА Парсонс (Браун-Кертис).

Мощность и скорость: 21500 л.с., 35,5 узлов.

Запас топлива 275 т. Дальность плавания: 3000 миль (15 узлов).

Артиллерия: три 120-мм (3×1), два 7,7-мм.

Торпеды: четыре 533-мм (2×2).

Экипаж 110 человек.

Asagao (№ 10). Исикавадзима, Токио. Заложен в 1922 г., вступил в строй в 1923 г., исключен в 1948 г.

Fuyo (№ 16). Фудзинагата, Осака. 1922 – 1923 – потоплен 20.12.1943 г.

Kurakaya (№ 18). Фудзинагата, Осака. 1922 – 1923 – потоплен 10.05.1944 г.

Kuretaka (№ 4). Кавасаки, Кобэ. 1922 – 1922 – потоплен 30.12.1944 г.

Wakatake (№ 2). Кавасаки, Кобэ. 1921 – 1922 – потоплен 30.03.44 г.

Sanae (№ 6). Урага, Токио. 1922 – 1923 – потоплен 18.11.1943 г.

Sawarabi (№ 8). Урага, Токио. 1922 – 1924 – затонул 5.12.1932 г.

Yugao (№ 12). Исикавадзима, Токио. 1922 – 1924 – потоплен 10.11.1944 г.

Заказаны, но постройка отменена – Kijiko (№ 14), Omodoka (№ 20), Nadeshiko (№ 22), Botan (№ 24), Basho (№ 26).

IJN Fuyo, по вступлении в строй, 16 марта 1923 года

Заказанные по программе 1921 года, эти корабли представляли собой увеличенный тип Моми и стали последними эскадренными миноносцами 2-го класса. Имели аналогичную силовую установку, в результате снизилась скорость, хотя и всего на полузла. Эсминцы были оборудованы для минных постановок и траления. Меньшая, по сравнению с эсминцами 1-го класса, мореходность не позволяла им действовать совместно с флотом в океане, но у побережья они использовались весьма активно.

Получив имена при закладке, они затем поменяли их на номера и только 1 августа 1928 года вновь получили их. Планировалось построить тринадцать единиц, но контракт на пять последних аннулировали в 1922 году. При закладке несколько кораблей имели другие имена: Вакатаке назывался Юри, Куретаке – Карукая, Санае – Аяме, Савараби – Кайдо, Асагао – Какицубата.

В 1938 г. прошли модернизацию. На носовые трубы Вакатаке и Санае установили козырьки, сняли переходные мостики над торпедными аппаратами, а в трюмы уложили балласт. Водоизмещение выросло до 1113 т, а скорость упала до 31 узла.

Югао, переклассифицированный в патрульный корабль № 46, в конце 1939 – начале 1940 года был перевооружен. На нем установили 120-мм орудия, восемь 25-мм автоматов и 60 глубинных бомб, а торпедные аппараты сняли. Мощность уменьшилась до 10000 л.с., скорость упала до 18 узлов, водоизмещение составило 930/1130 тонн.

Корабли, по-прежнему остававшиеся эсминцами, перевооружили в 1941-42 гг. На них осталось два 120-мм орудия, а место третьего (№2) заняли шесть 25-мм автоматов в двух трехствольных установках и добавили 4 13,2-мм пулемета. Заградительное и тральное оборудование заменили четырьмя бомбометами и 48 глубинными бомбами. С Асагао сняли один торпедный аппарат. На некоторые корабли устанавливался радар типа 13.

Наиболее активно последние эсминцы 2-го класса действовали в водах Китая. Еще в 1931 году туда была направлена 1-я эскадра эсминцев во главе с крейсером Дзинцу. Два ее дивизиона были укомплектованы кораблями данного типа: Вакатаке, Куретаке, Санае, Савараби составляли 13-й, а Асагао, Югао, Фуйо, Карукая – 15-й. Они патрулировали прибрежные воды, прикрывали транспорты и оказывали поддержку приморскому флангу армии.

5 декабря 1932 г. Савараби затонул во время шторма в Формозском проливе.

К 1941 году эти небольшие и старые эсминцы считались не пригодными для действий в составе флота и уже использовались как эскортные или выполняли мелкие задачи в китайских водах и в районе Филиппин. Первым погиб Санае, торпедированный подводной лодкой USS Bluefish в северной части моря Целебес в 90 милях севернее о. Базилиан. Через месяц USS Puffer потопила Фуйо западнее Манилы. Карукайя также был торпедирован и потоплен, на этот раз подводной лодкой USS Cod в Южно-Китайском море западнее Лусона, а Куретаке записала на свой счет ПЛ USS Razorback юго-восточнее Формозы. В марте 1944 года самолеты оперативного соединения TF 58 потопили Вакатаке в 60 милях севернее Палау. Асагао получил тяжелые повреждения при подрыве на мине в Симоносекском проливе 22 августа 1945 года и не восстанавливался. Патрульный корабль №46, бывший Югао потоплен 10 ноября 1944 г. американской ПЛ Greenling юго-западнее Йокогамы.

Таков краткий обзор жизни и смертей японских эсминцев постройки первой половины 20-х годов. В следующий раз мы поговорим об эсминцах, ставших этапными не только для Японии, но и для всего мира. Следите за рекламой! ;-)

Автор публикации

не в сети 43 минуты

CommanderAM

Комментарии: 169Публикации: 30Регистрация: 07-11-2016

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Войти с помощью: 
wpDiscuz
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Войти с помощью: 
Перейти на страницу
Вверх